Профессия 3D-дженералиста: особенности, требования, перспективы

В Московской школе кино на курсе 3D Artist можно освоить профессию 3D-дженералиста. Но кто этот специалист, чем он занимается и как связан с кино? Давайте разбираться вместе.

3D-дженералист – это универсальный специалист, который создает виртуальные трехмерные объекты. Говоря простым языком, разрабатывает модель или текстуру в формате 3D по готовому рисунку, фотографии или чертежу. Полученные объемные модели используются для создания визуальных эффектов в кино, для разработки компьютерных игр, при создании 3D-анимационных фильмов, в рекламных роликах, музыкальных клипах.и компьютерных игр, рекламной продукции. 3D-художник умеет чувствовать форму, пропорцию, цвета и композицию. Такие «софт скиллз» повсеместно указываются в вакансиях большинства компаний. В сфере 3D-моделирования важно сочетать техническую базу с творческим потенциалом.

Особенности профессии

Задачи 3D-дженералиста разнятся в зависимости от нужд работодателя - студии. Специальность больше техническая, чем творческая, и умение рисовать от руки не является обязательным: математик или инженер при всей скрупулезности своей работы может создавать что-то очень изящное, гениальное и изобретательное. Так и работа 3D-дженералиста - хоть она и полна творчества, умение рисовать, чтобы в ней преуспеть, не является обязательным условием.

Профессионал может работать с готовым дизайном или создавать его самостоятельно. Планируя стать 3D-дженералистом, важно понимать, что в процессе работы придется постоянно взаимодействовать с разными специалистами, в частности, с VFX-художниками, режиссерами, FX-супервайзерами или клиентами рекламного агентства.

Одна из сложностей, с которой сталкиваются в профессии 3D-визуализации, – это малое количество информации от клиента. У заказчика не всегда есть возможность предоставить достаточно визуальных описаний для реализации проекта. Перед началом непосредственной работы 3D artist, он же 3D-художник, может потратить море времени на поиск изображений объекта, который нужно смоделировать. Часто приходится искать информацию по крупицам, посещать зарубежные сайты и форумы. В такой работе не обойтись без усидчивости и концентрации внимания.

Специализации

Художник в 3D-индустрии может быть специалистом-универсалом - это и есть 3D-дженералист. Однако часто, особенно в крупных организациях с большим потоком задач, специалист отвечает за конкретную область графики. Рассмотрим специфику популярных направлений:

  • 3D Character Artist. Это художник по персонажам, который умеет изображать людей, героев компьютерных игр, анимационных фильмов и сериалов в реалистичном виде. Специалист досконально разбирается в анатомии, принципах визуального восприятия. Особое внимание в обучении моделированию 3D-персонажей уделяется софту для создания реалистичных портретов и одежды.
  • 3D Hard Surface Artist. Как правило, это игровой художник, который моделирует оружие, механизмы, технику. С задачами проще справляются профессионалы с инженерной подготовкой. Им необходимо владеть программами Maya, zBrush, Houdini, Nuke, чтобы точно визуализировать сложные конструкции с обилием мелких деталей.
  • 3D Environment Artist. Художники данного направления создают объекты окружения и в целом работают с окружающей средой в кино, анимационных фильмах и играх. Миссия профессионала – усилить впечатления зрителя/геймера, помочь ему лучше прочувствовать реалистичность происходящего на экране. Для данной специализации 3D-художника важно разбираться в программах и плагинах для генерации ландшафта, растительности.
  • 3D Texture Artist. Моделлер создает текстуры и материалы для 3D-моделей. Проще говоря, текстурный мастер знает, как придать объекту глянцевую либо матовую поверхность, сделать виртуальный предмет шероховатым. Он умеет имитировать любые материалы, будь то стекло или дерево, окрасить трехмерную модель в нужный оттенок. Профессионалу важно владеть многими 3D-технологиями, включая концепцию рендеринга, основанную на физических принципах. У таких специалистов большая и скрупулезная работа - прорисовка мельчайших деталей, таких, как, например, каждый волосок Салли из “Корпорации Монстров”.
  • 3D VFX Artist. Занимается доведением визуала проекта до ума. Специалист дополняет работу трехмерными визуальными эффектами, используя специальные программы, включая редакторы частиц и эффектов.
  • 3D Technical Artist. Технический 3D-художник, который берет на себя роль связующего звена между другими художниками и разработчиками. Специалист отвечает за баланс качества визуального контента и технической стороны.
  • 3D Generalist (3D-дженералист). Это универсальные моделлеры, которые регулярно выполняют комплекс задач. Им нужно владеть всеми популярными программами и уметь быстро переключаться между заданиями. Такими профессионалами обычно становятся после долгих лет работы. 3D Generalists востребованы в продакшн-студиях для работы над большими кинопроектами и рекламными роликами, на анимационных и игровых студиях.Приветствуются многогранные навыки, начиная с моделлинга, рисования концептов, анимации персонажей и заканчивая интерфейсами.

Где учиться?

Получить базу и освоить основные виды программного обеспечения для профессии 3D-художника можно в университетах, специальных школах, а также онлайн. При должной усидчивости можно разобраться в программах Maya, zBrush, Houdini, Nuke, и визуализации. На 3D-дженералиста можно выучиться в Московской Школе Кино (курс 3D Artist). Можно стать визуализатором и с художественным образованием, и даже имея специальность в совершенно другой сфере. Многие моделлеры осваивают профессию самостоятельно или с помощью онлайн-курсов.

Что нужно знать, чтобы стать 3D- дженералистом

Чтобы заняться созданием персонажей или выбрать другую нишу для развития как профессионала, нужно соответствовать требованиям индустрии и работодателей в частности. Рассмотрим, чего именно ожидают от профессионалов, какие знания и практические навыки дают на популярных курсах 3D artist. Для входа в специальность нужно научиться:

  • понимать процесс 3d визуализации в целом, включая сферы кино, компьютерных игр, видео;
  • передавать анатомию человека и животных;
  • настраивать финальную сцену;
  • делать общий скульптинг тела и работать над деталями;
  • визуализировать реалистичные структуры, элементы окружения;
  • вручную создавать процедурные ассеты;
  • создавать high- и lowpoly-модели;
  • делать бейкинг;
  • рендерить.

На курсах или самостоятельно начинающий 3D-художник или 3D-дженералист осваивает теоретическую базу – работу в основных программах. В 2021 году к необходимому минимуму относятся Autodesk Maya, ZBrush, Houdini, Foundry Mari, Substance Painter, Photoshop. Перечень может расширяться в зависимости от требований работодателя и специфики выбранного направления.

Дополнительные скиллы для старта карьеры

Как уже говорилось выше, без художественных навыков специалисту не обойтись. Также пригодятся такие софт скиллы:

  • знание английского языка: на нем написана большая часть документации и полезных материалов;
  • наблюдательность и насмотренность;
  • умение работать в команде и находить компромиссы;
  • целеустремленность и усидчивость: нужно быть готовым к тому, что сначала все будет получаться не с первого раза;
  • готовность постоянно учиться, несмотря на большие объемы работы.

Перспективы в карьере

Карьеру в сфере 3D-графики можно разделить на такие ступени:

  • Стажер. На испытательном сроке новичок выполняет конкретные задачи, которые дает работодатель. По сути, это продолжение обучения, но уже под специфику определенной компании. Чтобы дорасти до стажера с нуля, нужно учиться как минимум 1 год.
  • Джуниор. Такой специалист уже умеет работать самостоятельно и справляться с несложными задачами. Ему все еще нужны подсказки и контроль, но прогресс уже заметен. Считается, что джуниор может выполнить ту же задачу, что и профи, но в 2 раза медленнее. При этом он может раскрыть творческий потенциал, используя разные методы для решения того или иного задания. Чтобы стать джуниором, нужно около 2 лет постоянной практики на реальных проектах.
  • Миддл. Умеет выполнять большинство задач, в том числе сложных. Количество интересных и творческих заданий на этом этапе возрастает. Помимо основной работы миддл помогает стажерам и джуниорам. Чтобы перейти на данную ступень, нужно совершенствовать навыки создания 3D-моделей около 3-5 лет.
  • Сеньор. Справляется со сложными задачами. Половину времени тратит на помощь джунам и миддлам, контролирует их работу, может также заниматься обучением новичков. Оптимизирует процессы решения задач и пользуется авторитетом в компании. Сеньорами становятся через 7-10 лет с момента освоения художественной специальности.

Сколько зарабатывают 3D-художники/дженералисты

3D artist может получать разный доход, в зависимости от уровня подготовки, специфики и масштабов организации, с которой сотрудничает. Примерные цифры такие:

  • начинающие (Junior) получают от 50000 рублей в месяц*
  • специалисты среднего уровня (Middle) могут рассчитывать на зарплату около 80000 рублей и выше*
  • старшие художники (Senior) получают 110000-150000 рублей**
  • ведущие специалисты в крупных компаниях (Lead) имеют доход от 150000 до 400000 рублей (или 2000-4500 долларов)***
  • В европейских странах средняя зарплата 3D художника/дженералиста составляет около 35000 евро в год (около 3000 евро в месяц)****

Как добиться успеха: советы специалистов

Опытные художники, которые создают персонажей, текстуры, окружение, визуальные эффекты, дают следующие рекомендации начинающим:
  1. Всегда начинайте с твердого освоения базы. В разработке моделей нужно действовать от общего к частному, от простого, основного к мелким деталям. Многие опытные художники используют ограниченный инструментарий, что уж и говорить о новичках, для которых перегруз информацией будет только во вред.
  2. Занимайтесь самообразованием. Помимо вуза и специализированных курсов читайте книги. В список полезной литературы можно включить: «Понимая Мауа» (С. Цыпцын), «Основы учебного академического рисунка» (Николай Ли), «Образ человека» (Г. Баммес).
  3. Заведите хобби, связанное со сферой 3D. Некоторые успешные художники лепят из глины. По их мнению, так человек учит именно формы, а не софт. Традиционные знания отлично развивают объемное виденье.
  4. Внимание – портфолио. Важно не просто показать потенциальному работодателю коллекцию моделей, а презентовать работу гармонично и целостно. Лучше показать 3 хороших примера, чем все подряд, хаотично.

Чтобы стать профессионалом в области создания 3D-моделей для кино и игр, окружения, текстур или универсальным специалистом, нужно постоянно практиковаться. Планируя старт карьеры в сфере 3D-визуализации, будьте к тому, что обучение и отработка полученных знаний займут немало времени. Зато в результате вы получите востребованную, перспективную и, главное, интересную профессию.

Источники:
*По данным сайта workius 
**По данным сайта professii-online 
***По данным сайта hh.ru 
****По данным сайта payscale.com 
****По данным сайта payscale.com 
****По данным сайта glassdoor.nl 

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×