Главный ностальгик российского кино: интервью с Ильей Аксеновым

Московская школа кино
<i>Илья Аксенов – режиссер комедии «Родные» и сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», ностальгической истории взросления в 90-е. Дебютным полным метром Ильи стал инди-фильм «КВНщики» на стыке игрового и неигрового кино, основанный на опыте игры в Высшей лиге КВН.</i><br> <i> </i> <p> <i> Выпускник программы&nbsp;</i>«Практическая кинокритика»&nbsp;Московской школы кино Юрий Котиков поговорил&nbsp;с Ильей о ностальгии, о съемках без коммерческих планов и о том, как попасть в большое кино без кинообразования. </p> <i> </i> <p> <i> Интервью состоялось в сентябре 2020 года.</i> </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Перед интервью ты говорил, что возвращаешься со съемок. Снимали второй сезон «Мира! Дружбы! Жвачки!»?</span> </p> <p> Нет, второй сезон я отказался снимать. Снимал полный метр «Родные» по сценарию Андрея Першина, он же Жора Крыжовников. Только закончили съемки. Очень сложный проект. Если с «Миром! Дружбой!..» всё понятно было, то сейчас пока не знаю, что получится. Второй сезон снимает другой режиссёр. Сценарий я знаю, спойлерить не буду, но мне прямо интересно, что получится. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Почему ты решил отказаться от второго сезона?</span> </p> <p> Причин много. Вообще я не очень люблю сериалы. Я очень редко их смотрю. Изначально мы договаривались о восьмисерийном фильме с законченной историей. Но канал потом сказал: «Давайте из этого сериал делать».&nbsp; </p> <p> Мне предложили 2-ой сезон, я долго мялся, но в итоге отказался. Это очень жесткий марафон, 60 смен, нужно успеть к определенному сроку. Больше в производство уходишь, чем в творчество, и эмоционально и физически уматываешься. Плюс с детьми не очень удобно работать. Я привык, но на марафоне в 60 смен это сказывается. Все, что я хотел по этому сериалу, я для себя сделал. Когда начали обсуждать второй сезон, я понял, что это уже не совсем моя история. И честно сказал: «Ребята, я пас. Я вряд ли что-то там свое привнесу». </p> <p> <span style="font-style: italic;"> </span><span style="font-weight: 700;">Насколько большой был твой вклад сценарий?</span> </p> <p> Мой вклад был скорее в форму. Я состоял в авторской группе, но до тех пор, пока не пришли расписывать диалоги. Там есть какие-то вещи, которые именно по форме повлияли на содержание: музыка, сам стиль съемки, город, цветовая гамма, но это все дело формы. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Резкий поворот от приключений к драме, который нарастает к середине и сохраняется до конца сезона – это больше про сценарий или форму?</span> </p> <p> Мне кажется, сценарий был тяжелее, чем то, как я это ставил. Я не любитель драмы ради драмы. Поэтому одна из причин, по которой у нас музыка Mujuice – она делает все это полегче. Это как-то само получилось. Хотелось начать так, чтобы зритель легко это проглотил. Там работает накопительный эффект, потому что очень много персонажей. И к середине они все начинают раскрываться. </p> <p> Если откатить время на год назад, на момент написания сценария, если бы спросили, о чем речь в сериале, мы бы сами не ответили. Бывают, пишут механически, вроде «мы должны сказать про насилие в семье». Мы писали про 90-е, и нас куда-то несло. Так и кристаллизовался смысл сериала – сначала по наитию, а потом уже появилось какое-то содержание. Это мое ощущение со стороны, когда я присутствовал в авторской комнате. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Создаётся впечатление, что тема ностальгии – для тебя одна из главных. Это проходит и через «Мир! Дружбу!..», и через «КВНщиков», и даже название твоей команды КВН Sega Mega Drive 16 bit говорит за себя. Почему тебя так волнует эта тема?</span> </p> <p> А в «КВНщиках» где там ностальгия? </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Ностальгия по уходящей юности. И это подчеркивается и съемкой, и ретровейв-музыкой, и двадцатилетними героями.</span> </p> <p> Я сам для себя так не формулировал, но если оно есть, значит оно есть. Все что я делаю – это где-то подсмотренное. Где-то ты во что-то влюбился, где-то пытаешься это повторить, где-то переосмысляешь. Музыка – это то, на чем я вырос. Не было холодного расчета, оно как-то само собой идет. </p> <p> Я прихожу чаще к выводу, что, когда снимаешь о том, что понимаешь, тогда и начинает получаться. Там все состоит из того, что я знаю. Когда я что-то делаю, я стараюсь это пропускать через субъективность. Я не снимаю историческое кино или фантастику. Если я рассказываю историю, которая была, то попытка передать ощущение, которое тогда было, в любом случае вызовет какую-то ретроспективу и ностальгию. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Ты сказал, что ты рос на этой музыке. Но стилистика ретровейва, под знаком которого прошли все 2010-е годы, с «Драйвом» Виндинг Рефна и «Очень странными делами» - это скорее современное переосмысление 80-х и 90-х.</span> </p> <p> Рос я скорее под оригинальное звучание. Во-первых, из-за приставок, в которые в детстве играл. Вся музыка и технология, с которыми она написана, это 80-е и начало 90-х. Само это электронное синтетическое звучание, наверное, отпечаталось. Это культура того, где я рос и жил. Как у японцев: культура аниме и манги проходит через все творчество. И даже попытка от этого избавиться – это часть твоего наследия. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Это свойственно для нашего поколения, ностальгия по 90-м или 80-м, в которых мы особо и не жили.</span> </p> <p> В 90-х сильное наследие 80-х осталось. Вся архитектура 90-х построена в 80-х, толком-то ничего не строилось. По сути десять лет страна жила в том, что медленно рушится и осталось от предыдущей страны. Сама архитектура, я уверен, очень сильно влияет на сознание. Сами города механически построены. Есть понятие панельного строительства, когда оставили так, как надо по плану, а не как людям удобно. То есть это тоже часть культуры. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">А у тебя есть какие-то любимые произведения этой волны переосмысления 80-х?</span> </p> <p> Сейчас оно уже стало надоедать. Когда оно свежее, она интересное. Сейчас все это штамп по большей части. Мне очень нравится Рефн, но я не могу сказать, что 500 раз бы его пересматривал. Могу много раз пересмотреть «Драйв», но совершенно не могу смотреть «Только Бог простит». Один раз посмотрел, просто недоумение у меня вызвало. Я понимаю, что он попытался сделать то же самое, только хуже. Очень часто сейчас вызывает больше раздражение, когда я вижу что-то в этом стиле. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Не могу не спросить о связи «Мира! Дружбы!..» с фильмом «Бык. Слишком уж много параллелей – и персонаж Юры Борисова, почти Данила Багров новый, и погром рынка, и сюжетные ходы. Это сознательный реверанс работе Бориса Акопова?</span> </p> <p> Это супер-случайное совпадение, но мы никогда это не докажем, настолько все похоже. Бессмысленно это отрицать. Когда мы снимали пилот, уже снимался параллельно Бык. Юра приезжал с одних съемок на другие. Он у нас короткостриженный, потому что он c «Быка» приезжал с той же прической, и мы делали под них. И когда купили пилот, мы уже были на съемках, даже сняли сцену с рынком. И тогда на Кинотавре выигрывает «Бык».&nbsp; Мы мега расстроились, когда его смотрели – те же сюжетные ходы, тот же рынок. Но рынки строились одинаково, и снять его можно либо вдоль, либо поперек, либо наискосок, или дроном сверху. И мы лазили с камерой, думали, как бы нам «Быка» не повторить, но в итоге рукой махнули. Одна и та же архитектура по всей стране. Мы больше рефлексировали и пытались не повторить ошибки, которые там есть. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Пример коллективного бессознательного прямо, в части культуры и архитектуры.</span> </p> <p> Просто актер еще тот же, тоже бандит. Там другой персонаж совершенно, но та же прическа, та же кожанка, поэтому это сбивает с толку. Но и набор: предатель, девушка, мечта в Америку – тоже коллективное бессознательное 90-х.&nbsp;&nbsp; </p> <p> Чем мне не нравится – там если кому-то грустно, то еще грустная музыка, и план грустного человека, вообще грусть на грусти. И я старался монтажом в сериале каждый раз такой момент сбить. Если грустно, то музыку более веселую поставить, контрапунктом каким-то выстроить. Не очень люблю, когда в одну точку начинаешь долбить, хочется контрастно все давать. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Как пришла идея «КВНщиков»? Идея безумная для дебюта – отправить подставную команду на фестиваль КВН в Сочи, снимать это как художественное кино, без согласования Маслякова, без коммерциализации, за свой счёт и через краудфандинг.&nbsp;</span> </p> <p> Я очень много рекламы снимал и коротких метров, и я хотел поставить полный метр, какое-то законченное произведение и высказывание. Сначала думал написать пьесу, снять ее в трех-четырех локациях и сделать инди-кино для фестивалей. Сел, и понял, что ничего не могу придумать. Как-то само пришло – а что, если что-то делать, в чем разбираешься – про КВН, про Сочи? А может их и правда в Сочи отправить? </p> <p> Оно в процессе рождалось. Короткая первая часть фильма превратилась в 50 минут, потому что ребята на самом деле выступили и выиграли в Москве [на студенческом КВНе], и под это все переписывалось. Так химия сложилась, и они так подружились за счет этого выступления, что оно все разрослось. </p> <p> Монтаж казался неподъемной задачей, потому что делать это нужно одному и из-за того, что нет денег. Потом пришла идея краудфандинга, и финал переписали. Последнюю сцену мы сняли спустя месяцев 10 после того, как сняли все остальное. Был поступательный процесс, съесть слона по кусочку. </p> <p> Мы поняли, что это невозможно монетизировать. Вначале мы хотели успеть на Кинотавр. Но потом появилось: куча мата, песен, люди, с которыми никогда не подпишем договор. Махнули на это рукой, лучше оставить как есть. </p> <p> Идея получилась прожить полный путь команды, со дна и до Сочи, мини-Одиссея КВНщиков. Посмотреть, как оно происходит не в телевизоре, а у большинства. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">То есть получилось кино ради кино, сделанное на чистом энтузиазме?</span> </p> <p> У нас было предложение от Art Pictures переснять все, где надо очищать права. Мы отказались. Было казино: либо мы хайпанем, о нас начнут говорить и пойдет карьера и все остальное, либо обезопаситься и попробовать через стандартный выход на Кинотавр. Решили хайпануть. Никто об этом не жалеет. Новый полный метр – это не благодаря «Миру! Дружбе!..», а именно благодаря «КВНщикам». </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Музыка</span> – <span style="font-weight: 700;">очень важная часть твоих работ. «КВНщики» по плотности саундтрека, например, схожи с Братом 2.</span> </p> <p> Сам до сих пор не понимаю, почему так много музыки у меня. Мне с одной стороны нравится, когда ее много. Я часто фильм слушаю. Я фанатею от Бердмена, потому что там есть решение с ударными, и это задает ритм. С другой стороны, я иногда как костыли ее использую. Музыка дает так много краски, что можно с этим переборщить, а можно лучше сделать. И до сих пор не очень понимаю, получается это или нет. Но не было такого, что у меня не получается, и ладно, пусть музыка останется.&nbsp;&nbsp; </p> <p> <span style="font-weight: 700;">А как ты вообще попал в кино?</span> </p> <p> Это смесь везения и пробивания бесконечного. В КВН мне очень нравилось снимать видео-конкурсы. Я снял видео для одной команды. Тогда YouTube только-только начинался. Мы его выложили, и оно набрало 300 тысяч просмотров, а по тем временам – это как сейчас 3 миллиона. Вдруг неожиданно ребят в метро начали узнавать. Это было удивительно, потому что тогда в YouTube никто не верил. Я говорю, давайте как сериал попробуем сделать. Мы сняли второе видео. У него восемь миллионов. А тогда это весь YouTube. Только начался еще +100500, у него по миллиону было, и он уже звездой был. А у нас восемь. </p> <p> Тогда у нас очень много корпоративов появилось, свадеб, потому что просто тупо видео популярно. Тебя ищут и говорят – сними нам также, только про нашу компанию. На нас вышел MTV, заказали еще 10 таких же выпусков. В итоге просто вся профессия строится на том, что если ты делаешь что-то хорошее, то, что люди смотрят, то у тебя просто будет движение дальше идти. </p> <p> Главное, не топтаться на месте. Потому что я одно время застрял на свадьбах и корпоративах. Уже и квартиру свою снял, и деньги коплю. И понимаю, что умираю просто на этой профессии. И был такой кризис, что я поставил себе задачу вообще больше этого говна не снимать и попробовать влезть в рекламу. В итоге, начал брать всякие заказы за три с половиной тысячи рублей. И ты начинаешь потихонечку фигню снимать, потом побольше. В итоге, закончилось тем, что я начал снимать для HP, Hasbro, Сбербанка. Это движение в течение трех-четырех лет было. Потом я застрял в рекламе и понял, что все, я не могу в рекламе. И начал «КВНщиков» снимать. «КВНщики» выстрелили. </p> <p> Вот сейчас<a href="https://www.tiktok.com/@azure_dragons?lang=en"><span style="color: #1155cc;"> TikTok появился</span></a>, мы с друзьями сняли скетч один, и он набрал 7 миллионов просмотров. В свои 30 лет я опять проснулся знаменитым благодаря TikTok неожиданно. </p> <p> Сейчас уже настолько простые инструменты съемки, тупо на телефон снимаем и монтируем. Но если ты снимаешь то, что прет тебя и других, то это работает. Поразительно просто! У нас 140 тысяч подписчиков, и я даже не понимаю, что делать с этой информацией. Не удивлюсь, если эта вещь тоже во что-то выльется. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">А что дала киношкола в твоей истории?</span> </p> <p> Первое – постоянные споры со своими сокурсниками, потому что ты постоянно ходишь среди людей, которых ты не понимаешь, и они тебя не понимают. Вы до хрипоты спорите о каком-то фильме и никогда не придете к общему знаменателю. Это творчество, там невозможно прийти к общему знаменателю, и это очень важное осознание. </p> <p> Второе – это мастер. И это самое главное. Из двух лет обучения по пальцам пересчитать, какие занятия были важны. Можно было два месяца ходить, но одно из занятий давало вот такой поворот<span style="font-style: italic;"> (щелкает пальцами)</span>. Всё дело в мастерстве человека, которого ты слушаешь. А лекции, общие какие-то знания – можно и дома всё. Важно общение.&nbsp; </p> <p> <span style="font-weight: 700;">То есть мастер и тусовка?</span> </p> <p> Да, мастер и люди. Еще важно выскочить из этой тусовки, потому что она живет в каком-то своем мире. Есть Антониони и ничего кроме Антониони не существует. И в принципе на меня очень косо смотрели поначалу, потому что, когда спросили, что ты хочешь снимать, я сказал: «Трансформеров». </p> <p> Со мной один преподаватель разговаривать перестал. Там было занятие, когда надо было принести сцену, которая тебе нравится и ее разбирать. Я принес из «Темного рыцаря» монолог Джокера. И во время показа один из преподавателей встал и вышел. Вот настолько он не переваривает это. Мы тут Тарковским, искусством занимаемся, а ты говно это притащил. И это тоже было очень важно: понимать, что человек живет вообще в каком-то параллельном мире, он не понимает, как сейчас устроено кино, что смотрят люди. Он живет своим Антониони и не понимает – а это был 2015 год – кто такой Нолан. Не отрываться от реальности – тоже очень важно. </p> <p> А первое образование у меня – это программирование. Оно очень похоже на написание сценария, где ты строишь какую-то схему, и, если ты вытащил блок, все рушится. Я себе так это оправдываю. Так оно или нет, я не знаю. Я мыслю математическими схемами, поэтому эти схемы я перетащил с собой, когда пишу. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">Вместо финального блица. Одна из причин, почему я решил взять интервью у тебя – в ответе на три вопроса: самый впечатляющий российский фильм, сериал и команда КВН – для меня фигурирует имя Ильи Аксенова. Хочу задать теперь те же вопросы самому Илье Аксенову.</span> </p> <p> КВН сейчас точно не смотрю. </p> <p> Мне очень понравился «Звоните ДиКаприо» из сериалов. Не могу сказать, что хочу его пересматривать. Он шокирующий, как ожог. Это завораживает тем, что отталкивает. </p> <p> Я редко русское смотрю, потому что оно очень оторвано от современности. Оно как будто не реагирует на то, что происходит во внешнем мире и вообще в жизни. Мне «Нелюбовь» очень понравилась. Но тоже – настолько оттолкнула, что понравилась. Отравляющее, ядовитое кино, которое погружает в отвращение ко всему, но что-то в этом тоже есть. Такое кино тоже может быть. Я бы никому не стал советовать, но оно впечатлило. Прям чтоб посмотрел и был в восторге, как от «Бердмена» – такого нет. </p> <p> <span style="font-weight: 700;">И постскриптум. У тебя до сих пор живет </span><a href="https://vk.com/video?q=%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0&z=video152583854_166922890"><span style="color: #1155cc; font-weight: 700;">домашняя улитка размером с щенка?</span></a> </p> <p> Давно уже нет. Лет пять у меня жила. Со съемок осталась. Хозяин за ней не приехал, я себе ее&nbsp;оставил. </p> <br> <br> <br>