Главный ностальгик российского кино: интервью с Ильей Аксеновым

Илья Аксенов – режиссер комедии «Родные» и сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», ностальгической истории взросления в 90-е. Дебютным полным метром Ильи стал инди-фильм «КВНщики» на стыке игрового и неигрового кино, основанный на опыте игры в Высшей лиге КВН.

Выпускник программы «Практическая кинокритика» Московской школы кино Юрий Котиков поговорил с Ильей о ностальгии, о съемках без коммерческих планов и о том, как попасть в большое кино без кинообразования.

Интервью состоялось в сентябре 2020 года.

Перед интервью ты говорил, что возвращаешься со съемок. Снимали второй сезон «Мира! Дружбы! Жвачки!»?

Нет, второй сезон я отказался снимать. Снимал полный метр «Родные» по сценарию Андрея Першина, он же Жора Крыжовников. Только закончили съемки. Очень сложный проект. Если с «Миром! Дружбой!..» всё понятно было, то сейчас пока не знаю, что получится. Второй сезон снимает другой режиссёр. Сценарий я знаю, спойлерить не буду, но мне прямо интересно, что получится.

Почему ты решил отказаться от второго сезона?

Причин много. Вообще я не очень люблю сериалы. Я очень редко их смотрю. Изначально мы договаривались о восьмисерийном фильме с законченной историей. Но канал потом сказал: «Давайте из этого сериал делать». 

Мне предложили 2-ой сезон, я долго мялся, но в итоге отказался. Это очень жесткий марафон, 60 смен, нужно успеть к определенному сроку. Больше в производство уходишь, чем в творчество, и эмоционально и физически уматываешься. Плюс с детьми не очень удобно работать. Я привык, но на марафоне в 60 смен это сказывается. Все, что я хотел по этому сериалу, я для себя сделал. Когда начали обсуждать второй сезон, я понял, что это уже не совсем моя история. И честно сказал: «Ребята, я пас. Я вряд ли что-то там свое привнесу».

Насколько большой был твой вклад сценарий?

Мой вклад был скорее в форму. Я состоял в авторской группе, но до тех пор, пока не пришли расписывать диалоги. Там есть какие-то вещи, которые именно по форме повлияли на содержание: музыка, сам стиль съемки, город, цветовая гамма, но это все дело формы.

Резкий поворот от приключений к драме, который нарастает к середине и сохраняется до конца сезона – это больше про сценарий или форму?

Мне кажется, сценарий был тяжелее, чем то, как я это ставил. Я не любитель драмы ради драмы. Поэтому одна из причин, по которой у нас музыка Mujuice – она делает все это полегче. Это как-то само получилось. Хотелось начать так, чтобы зритель легко это проглотил. Там работает накопительный эффект, потому что очень много персонажей. И к середине они все начинают раскрываться.

Если откатить время на год назад, на момент написания сценария, если бы спросили, о чем речь в сериале, мы бы сами не ответили. Бывают, пишут механически, вроде «мы должны сказать про насилие в семье». Мы писали про 90-е, и нас куда-то несло. Так и кристаллизовался смысл сериала – сначала по наитию, а потом уже появилось какое-то содержание. Это мое ощущение со стороны, когда я присутствовал в авторской комнате.

Создаётся впечатление, что тема ностальгии – для тебя одна из главных. Это проходит и через «Мир! Дружбу!..», и через «КВНщиков», и даже название твоей команды КВН Sega Mega Drive 16 bit говорит за себя. Почему тебя так волнует эта тема?

А в «КВНщиках» где там ностальгия?

Ностальгия по уходящей юности. И это подчеркивается и съемкой, и ретровейв-музыкой, и двадцатилетними героями.

Я сам для себя так не формулировал, но если оно есть, значит оно есть. Все что я делаю – это где-то подсмотренное. Где-то ты во что-то влюбился, где-то пытаешься это повторить, где-то переосмысляешь. Музыка – это то, на чем я вырос. Не было холодного расчета, оно как-то само собой идет.

Я прихожу чаще к выводу, что, когда снимаешь о том, что понимаешь, тогда и начинает получаться. Там все состоит из того, что я знаю. Когда я что-то делаю, я стараюсь это пропускать через субъективность. Я не снимаю историческое кино или фантастику. Если я рассказываю историю, которая была, то попытка передать ощущение, которое тогда было, в любом случае вызовет какую-то ретроспективу и ностальгию.

Ты сказал, что ты рос на этой музыке. Но стилистика ретровейва, под знаком которого прошли все 2010-е годы, с «Драйвом» Виндинг Рефна и «Очень странными делами» - это скорее современное переосмысление 80-х и 90-х.

Рос я скорее под оригинальное звучание. Во-первых, из-за приставок, в которые в детстве играл. Вся музыка и технология, с которыми она написана, это 80-е и начало 90-х. Само это электронное синтетическое звучание, наверное, отпечаталось. Это культура того, где я рос и жил. Как у японцев: культура аниме и манги проходит через все творчество. И даже попытка от этого избавиться – это часть твоего наследия.

Это свойственно для нашего поколения, ностальгия по 90-м или 80-м, в которых мы особо и не жили.

В 90-х сильное наследие 80-х осталось. Вся архитектура 90-х построена в 80-х, толком-то ничего не строилось. По сути десять лет страна жила в том, что медленно рушится и осталось от предыдущей страны. Сама архитектура, я уверен, очень сильно влияет на сознание. Сами города механически построены. Есть понятие панельного строительства, когда оставили так, как надо по плану, а не как людям удобно. То есть это тоже часть культуры.

А у тебя есть какие-то любимые произведения этой волны переосмысления 80-х?

Сейчас оно уже стало надоедать. Когда оно свежее, она интересное. Сейчас все это штамп по большей части. Мне очень нравится Рефн, но я не могу сказать, что 500 раз бы его пересматривал. Могу много раз пересмотреть «Драйв», но совершенно не могу смотреть «Только Бог простит». Один раз посмотрел, просто недоумение у меня вызвало. Я понимаю, что он попытался сделать то же самое, только хуже. Очень часто сейчас вызывает больше раздражение, когда я вижу что-то в этом стиле.

Не могу не спросить о связи «Мира! Дружбы!..» с фильмом «Бык. Слишком уж много параллелей – и персонаж Юры Борисова, почти Данила Багров новый, и погром рынка, и сюжетные ходы. Это сознательный реверанс работе Бориса Акопова?

Это супер-случайное совпадение, но мы никогда это не докажем, настолько все похоже. Бессмысленно это отрицать. Когда мы снимали пилот, уже снимался параллельно Бык. Юра приезжал с одних съемок на другие. Он у нас короткостриженный, потому что он c «Быка» приезжал с той же прической, и мы делали под них. И когда купили пилот, мы уже были на съемках, даже сняли сцену с рынком. И тогда на Кинотавре выигрывает «Бык».  Мы мега расстроились, когда его смотрели – те же сюжетные ходы, тот же рынок. Но рынки строились одинаково, и снять его можно либо вдоль, либо поперек, либо наискосок, или дроном сверху. И мы лазили с камерой, думали, как бы нам «Быка» не повторить, но в итоге рукой махнули. Одна и та же архитектура по всей стране. Мы больше рефлексировали и пытались не повторить ошибки, которые там есть.

Пример коллективного бессознательного прямо, в части культуры и архитектуры.

Просто актер еще тот же, тоже бандит. Там другой персонаж совершенно, но та же прическа, та же кожанка, поэтому это сбивает с толку. Но и набор: предатель, девушка, мечта в Америку – тоже коллективное бессознательное 90-х.  

Чем мне не нравится – там если кому-то грустно, то еще грустная музыка, и план грустного человека, вообще грусть на грусти. И я старался монтажом в сериале каждый раз такой момент сбить. Если грустно, то музыку более веселую поставить, контрапунктом каким-то выстроить. Не очень люблю, когда в одну точку начинаешь долбить, хочется контрастно все давать.

Как пришла идея «КВНщиков»? Идея безумная для дебюта – отправить подставную команду на фестиваль КВН в Сочи, снимать это как художественное кино, без согласования Маслякова, без коммерциализации, за свой счёт и через краудфандинг. 

Я очень много рекламы снимал и коротких метров, и я хотел поставить полный метр, какое-то законченное произведение и высказывание. Сначала думал написать пьесу, снять ее в трех-четырех локациях и сделать инди-кино для фестивалей. Сел, и понял, что ничего не могу придумать. Как-то само пришло – а что, если что-то делать, в чем разбираешься – про КВН, про Сочи? А может их и правда в Сочи отправить?

Оно в процессе рождалось. Короткая первая часть фильма превратилась в 50 минут, потому что ребята на самом деле выступили и выиграли в Москве [на студенческом КВНе], и под это все переписывалось. Так химия сложилась, и они так подружились за счет этого выступления, что оно все разрослось.

Монтаж казался неподъемной задачей, потому что делать это нужно одному и из-за того, что нет денег. Потом пришла идея краудфандинга, и финал переписали. Последнюю сцену мы сняли спустя месяцев 10 после того, как сняли все остальное. Был поступательный процесс, съесть слона по кусочку.

Мы поняли, что это невозможно монетизировать. Вначале мы хотели успеть на Кинотавр. Но потом появилось: куча мата, песен, люди, с которыми никогда не подпишем договор. Махнули на это рукой, лучше оставить как есть.

Идея получилась прожить полный путь команды, со дна и до Сочи, мини-Одиссея КВНщиков. Посмотреть, как оно происходит не в телевизоре, а у большинства.

То есть получилось кино ради кино, сделанное на чистом энтузиазме?

У нас было предложение от Art Pictures переснять все, где надо очищать права. Мы отказались. Было казино: либо мы хайпанем, о нас начнут говорить и пойдет карьера и все остальное, либо обезопаситься и попробовать через стандартный выход на Кинотавр. Решили хайпануть. Никто об этом не жалеет. Новый полный метр – это не благодаря «Миру! Дружбе!..», а именно благодаря «КВНщикам».

Музыкаочень важная часть твоих работ. «КВНщики» по плотности саундтрека, например, схожи с Братом 2.

Сам до сих пор не понимаю, почему так много музыки у меня. Мне с одной стороны нравится, когда ее много. Я часто фильм слушаю. Я фанатею от Бердмена, потому что там есть решение с ударными, и это задает ритм. С другой стороны, я иногда как костыли ее использую. Музыка дает так много краски, что можно с этим переборщить, а можно лучше сделать. И до сих пор не очень понимаю, получается это или нет. Но не было такого, что у меня не получается, и ладно, пусть музыка останется.  

А как ты вообще попал в кино?

Это смесь везения и пробивания бесконечного. В КВН мне очень нравилось снимать видео-конкурсы. Я снял видео для одной команды. Тогда YouTube только-только начинался. Мы его выложили, и оно набрало 300 тысяч просмотров, а по тем временам – это как сейчас 3 миллиона. Вдруг неожиданно ребят в метро начали узнавать. Это было удивительно, потому что тогда в YouTube никто не верил. Я говорю, давайте как сериал попробуем сделать. Мы сняли второе видео. У него восемь миллионов. А тогда это весь YouTube. Только начался еще +100500, у него по миллиону было, и он уже звездой был. А у нас восемь.

Тогда у нас очень много корпоративов появилось, свадеб, потому что просто тупо видео популярно. Тебя ищут и говорят – сними нам также, только про нашу компанию. На нас вышел MTV, заказали еще 10 таких же выпусков. В итоге просто вся профессия строится на том, что если ты делаешь что-то хорошее, то, что люди смотрят, то у тебя просто будет движение дальше идти.

Главное, не топтаться на месте. Потому что я одно время застрял на свадьбах и корпоративах. Уже и квартиру свою снял, и деньги коплю. И понимаю, что умираю просто на этой профессии. И был такой кризис, что я поставил себе задачу вообще больше этого говна не снимать и попробовать влезть в рекламу. В итоге, начал брать всякие заказы за три с половиной тысячи рублей. И ты начинаешь потихонечку фигню снимать, потом побольше. В итоге, закончилось тем, что я начал снимать для HP, Hasbro, Сбербанка. Это движение в течение трех-четырех лет было. Потом я застрял в рекламе и понял, что все, я не могу в рекламе. И начал «КВНщиков» снимать. «КВНщики» выстрелили.

Вот сейчас TikTok появился, мы с друзьями сняли скетч один, и он набрал 7 миллионов просмотров. В свои 30 лет я опять проснулся знаменитым благодаря TikTok неожиданно.

Сейчас уже настолько простые инструменты съемки, тупо на телефон снимаем и монтируем. Но если ты снимаешь то, что прет тебя и других, то это работает. Поразительно просто! У нас 140 тысяч подписчиков, и я даже не понимаю, что делать с этой информацией. Не удивлюсь, если эта вещь тоже во что-то выльется.

А что дала киношкола в твоей истории?

Первое – постоянные споры со своими сокурсниками, потому что ты постоянно ходишь среди людей, которых ты не понимаешь, и они тебя не понимают. Вы до хрипоты спорите о каком-то фильме и никогда не придете к общему знаменателю. Это творчество, там невозможно прийти к общему знаменателю, и это очень важное осознание.

Второе – это мастер. И это самое главное. Из двух лет обучения по пальцам пересчитать, какие занятия были важны. Можно было два месяца ходить, но одно из занятий давало вот такой поворот (щелкает пальцами). Всё дело в мастерстве человека, которого ты слушаешь. А лекции, общие какие-то знания – можно и дома всё. Важно общение. 

То есть мастер и тусовка?

Да, мастер и люди. Еще важно выскочить из этой тусовки, потому что она живет в каком-то своем мире. Есть Антониони и ничего кроме Антониони не существует. И в принципе на меня очень косо смотрели поначалу, потому что, когда спросили, что ты хочешь снимать, я сказал: «Трансформеров».

Со мной один преподаватель разговаривать перестал. Там было занятие, когда надо было принести сцену, которая тебе нравится и ее разбирать. Я принес из «Темного рыцаря» монолог Джокера. И во время показа один из преподавателей встал и вышел. Вот настолько он не переваривает это. Мы тут Тарковским, искусством занимаемся, а ты говно это притащил. И это тоже было очень важно: понимать, что человек живет вообще в каком-то параллельном мире, он не понимает, как сейчас устроено кино, что смотрят люди. Он живет своим Антониони и не понимает – а это был 2015 год – кто такой Нолан. Не отрываться от реальности – тоже очень важно.

А первое образование у меня – это программирование. Оно очень похоже на написание сценария, где ты строишь какую-то схему, и, если ты вытащил блок, все рушится. Я себе так это оправдываю. Так оно или нет, я не знаю. Я мыслю математическими схемами, поэтому эти схемы я перетащил с собой, когда пишу.

Вместо финального блица. Одна из причин, почему я решил взять интервью у тебя – в ответе на три вопроса: самый впечатляющий российский фильм, сериал и команда КВН – для меня фигурирует имя Ильи Аксенова. Хочу задать теперь те же вопросы самому Илье Аксенову.

КВН сейчас точно не смотрю.

Мне очень понравился «Звоните ДиКаприо» из сериалов. Не могу сказать, что хочу его пересматривать. Он шокирующий, как ожог. Это завораживает тем, что отталкивает.

Я редко русское смотрю, потому что оно очень оторвано от современности. Оно как будто не реагирует на то, что происходит во внешнем мире и вообще в жизни. Мне «Нелюбовь» очень понравилась. Но тоже – настолько оттолкнула, что понравилась. Отравляющее, ядовитое кино, которое погружает в отвращение ко всему, но что-то в этом тоже есть. Такое кино тоже может быть. Я бы никому не стал советовать, но оно впечатлило. Прям чтоб посмотрел и был в восторге, как от «Бердмена» – такого нет.

И постскриптум. У тебя до сих пор живет домашняя улитка размером с щенка?

Давно уже нет. Лет пять у меня жила. Со съемок осталась. Хозяин за ней не приехал, я себе ее оставил.




Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×