Исполнительный продюсер — честь и совесть кинопроцесса

Московская школа кино
11 июля в Московской школе кино состоялся круглый стол, посвященный вопросам профессии исполнительный продюсер. Участники проанализировали текущую ситуацию на рынке, обсудили необходимые исполнительному продюсеру качества, которые будут востребованы в горизонте ближайших трех-пяти лет, и уделили время вопросам образования и профессиональной подготовки кадров, которые нужны киноиндустрии.
Участие в дискуссии приняли представители ведущих кинокомпаний страны: Александра Ремизова (продюсерская компания «Среда»), генеральный продюсер Родион Павлючик, исполнительный продюсер Ольга Полесицкая (группа компаний PRIOR Group), Анастасия Корецкая (COSMOS studio).

Мероприятие открыл модератор Дмитрий Шутко, куратор программы «Продюсирование» Московской школы кино, сделав небольшой экскурс в реалии американской и российской индустрии: executive producer в зарубежной практике — это человек, который представляет интересы большой кинокомпании и в качестве «надзирающего» органа следит, как осуществляются съемки, каким образом развивается проект. В истории российской киноиндустрии термин «исполнительное продюсирование» трансформировался в более широкое его применение: исполнительный продюсер — это специалист, «который вынужден совмещать решение творческих вопросов с вопросами, которые связаны с бюджетом, сроками производства фильма, постановочными планами и так далее».

По мнению Родиона Павлючика, в американской системе executive producer ближе к тому, что в России называется «генеральным продюсером», и пояснил, в чем разница между генеральным, креативным и исполнительным продюсерами у нас. «Генеральный продюсер — это человек, который сам приносит идею, подбирает сценариста, режиссера, актера, несет проект на телевизионный канал. Собирает команду, в том числе нанимает исполнительного и креативного продюсеров, формирует бюджет, даже занимается дистрибуцией. Дальнейший коммерческий успех фильма — это тоже зона ответственности генерального продюсера. Креативный продюсер — это человек, который отвечает за творческую часть процесса, он общается со сценаристом при написании логлайна, знает основную идею и воплощает ее в жизнь, контролирует художественное качество съемочного процесса. А исполнительный продюсер — это человек, отвечающий за все, что происходит на съемочной площадке. Он действует в рамках установленного бюджета и выйти из него не может. Вся организация, вся головная боль съемочного производства ложится на плечи исполнительного продюсера».

Обсуждение поддержала Александра Ремизова, добавив пару слов о функциях линейного продюсера, который сейчас тоже выделен в отдельную категорию продюсеров. В обязанности линейного входят, помимо прочего, юридические аспекты кинопроизводства. «Сегодня все работают официально, и между линейным продюсером и агентами актеров, режиссерами, операторами официальные юридические отношения. Согласование дат, договоров, финансовая отчетность... Это все ложится на плечи линейного продюсера, это огромная ответственность и очень тяжелая работа».

Далее на обсуждение был вынесен вопрос о необходимых качествах и навыках, которые в ближайшие три-пять лет будут требоваться от исполнительных продюсеров. Участники встречи поставили во главу списка понимание съемочного процесса и основ драматургии, знания в области авторского и контрактного права, осведомленность о специфике работы каждого сотрудника съемочной группы. Спикеры отдельно отметили способность к самоорганизации. Родион Павлючик: «На плечах исполнительного продюсера лежит такой колоссальный объем организационной работы, что просто необходимо уметь себя структурировать.


Кроме управленческих навыков, когда исполнительный продюсер руководит процессом изнутри и знает, кто и что должен сделать в конкретную минуту, важны знания в психологии: уметь договориться с другим человеком, увидеть проблему заранее и знать, как ее решить».


По мнению Александры Ремизовой, «всегда должен быть диалог между режиссером и исполнительным продюсером, чтобы на выходе получить тот уровень проекта, на который рассчитывали».


Финансовая грамотность — необходимая область знаний, потому что «даже в скромных бюджетах возможно создавать хорошие вещи», по мнению Родиона Павлючика, «ведь главная задача и главное достижение — это грамотно распределить средства. Чем глубже исполнительный продюсер будет знать и вникать в процесс, тем лучше картина окажется».


Анастасия Корецкая добавила, что неотъемлемым качеством продюсера является осведомленность о том, что происходит на рынке, и полное понимание процессов, идущих в индустрии. «Исполнительный продюсер должен отсматривать большинство современных российских проектов, для того, чтобы понимать, кого, например, пригласить на работу, и зарубежных картин, чтобы иметь ориентир для развития».


Ольга Полесицкая, в свою очередь, упомянула стрессоустойчивость как залог эффективности специалиста будущего.

Диалог о компетенциях плавно перешел в обсуждение подходов к образованию в области продюсирования. Спикеры обсудили, как выстроить обучение таким образом, чтобы на выходе профессионалы рынка могли получить специалиста, готового сразу же начать работать в индустрии. Учиться кинопроизводству за партой — бессмысленно, поэтому нужно практиковаться на реальных проектах, стажироваться в студиях, поработать ассистентом на площадке.

Дмитрий Шутко: «Необходимо уметь пользоваться акуатальным программным обеспечением, знать принципы ведения проекта и современные системы бюджетирования. Сейчас единицы даже из действующих продюсеров пользуются новыми технологическими решениями, в идеале именно образовательное учреждение должно обучать этому».

Анастасия Корецкая поддержала коллегу по цеху и добавила, что также необходимо давать студентам менеджерские навыки по ведению переговоров и самопрезентации, эмоциональному лидерству и управлению большими командами.

Александра Ремизова: «В подчинении у исполнительного продюсера обычно от 50 до 250 человек, и конфликтные ситуации неизбежны. Мне было бы гораздо легче, если бы я смогла пройти это все на занятиях, а не на площадке, учась на своих ошибках».

Тема образования перешла в обсуждение перспектив для карьерного роста исполнительного продюсера в своей профессии. Ольга Полесицкая выразила свою точку зрения на этот счет: «Логично, когда исполнительный продюсер перерастает в ведущего продюсера, совмещает в себе творческие функции, от поиска идей для сюжета до полной его реализации». Родион Павлючик дополнил: «Если у человека творческая жилка, то он будет развивать свои идеи, а если организационная, тогда это другой путь: создание своего продакшена, который оказывает услуги по производству фильмов».

В завершение встречи участники круглого стола затронули тему оценки работы исполнительного продюсера другими представителями индустрии, например, Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Спикеры обсудили предложение Александра Цекало, который на церемонии вручения премий АПКиТ озвучил необходимость введения новой номинации для исполнительных продюсеров. К сожалению, гости круглого стола пришли к выводу, что работу этих специалистов могут оценить только внутри компании — соотнести количество приложенных усилий и получившийся результат, — а объективных критериев не существует.

Несмотря на это, представители индустрии выразили надежду, что руководство проектов по-прежнему будет ценить и премировать своих исполнительных продюсеров, которые являются стержнем съемочного процесса. А Московская школа кино учтет все выводы круглого стола и будет готовить для кино кадры, которые смогут с гордостью носить звание исполнительного продюсера и менять индустрию.