Исполнительный продюсер — честь и совесть кинопроцесса

Московская школа кино

11 июля в Московской школе кино состоялся круглый стол, посвященный вопросам профессии исполнительный продюсер. Участники проанализировали текущую ситуацию на рынке, обсудили необходимые исполнительному продюсеру качества, которые будут востребованы в горизонте ближайших трех-пяти лет, и уделили время вопросам образования и профессиональной подготовки кадров, которые нужны киноиндустрии.

Участие в дискуссии приняли представители ведущих кинокомпаний страны: Александра Ремизова (продюсерская компания «Среда»), генеральный продюсер Родион Павлючик, исполнительный продюсер Ольга Полесицкая (группа компаний PRIOR Group), Анастасия Корецкая (COSMOS studio).

Мероприятие открыл модератор Дмитрий Шутко, куратор программы «Продюсирование» Московской школы кино, сделав небольшой экскурс в реалии американской и российской индустрии: executive producer в зарубежной практике — это человек, который представляет интересы большой кинокомпании и в качестве «надзирающего» органа следит, как осуществляются съемки, каким образом развивается проект. В истории российской киноиндустрии термин «исполнительное продюсирование» трансформировался в более широкое его применение: исполнительный продюсер — это специалист, «который вынужден совмещать решение творческих вопросов с вопросами, которые связаны с бюджетом, сроками производства фильма, постановочными планами и так далее».

По мнению Родиона Павлючика, в американской системе executive producer ближе к тому, что в России называется «генеральным продюсером», и пояснил, в чем разница между генеральным, креативным и исполнительным продюсерами у нас. «Генеральный продюсер — это человек, который сам приносит идею, подбирает сценариста, режиссера, актера, несет проект на телевизионный канал. Собирает команду, в том числе нанимает исполнительного и креативного продюсеров, формирует бюджет, даже занимается дистрибуцией. Дальнейший коммерческий успех фильма — это тоже зона ответственности генерального продюсера. Креативный продюсер — это человек, который отвечает за творческую часть процесса, он общается со сценаристом при написании логлайна, знает основную идею и воплощает ее в жизнь, контролирует художественное качество съемочного процесса. А исполнительный продюсер — это человек, отвечающий за все, что происходит на съемочной площадке. Он действует в рамках установленного бюджета и выйти из него не может. Вся организация, вся головная боль съемочного производства ложится на плечи исполнительного продюсера».

Обсуждение поддержала Александра Ремизова, добавив пару слов о функциях линейного продюсера, который сейчас тоже выделен в отдельную категорию продюсеров. В обязанности линейного входят, помимо прочего, юридические аспекты кинопроизводства. «Сегодня все работают официально, и между линейным продюсером и агентами актеров, режиссерами, операторами официальные юридические отношения. Согласование дат, договоров, финансовая отчетность... Это все ложится на плечи линейного продюсера, это огромная ответственность и очень тяжелая работа».