Ингеборга Дапкунайте «Актер в кино и в театре: есть ли разница?»

Московская школа кино
Актриса кино и театра, а также куратор программы «Киноактер» Московской школы кино, Ингеблога Дапкунайте поделилась с «Киноизнанкой» своими мыслями о разнице между работой актера в театре и кино. 

e4a872ac40cc598701b496b05991dff6.jpg

В чем разница между кино и театром? Когда зритель смотрит на театральную сцену во время спектакля, он выбирает на кого и что смотреть. В кино зритель видит то, на что обращает внимание режиссер фильма при помощи монтажа. Для актёра разница между экраном и театром колоссальна. Из очевидного: в театре нужно говорить очень громко, для зрителей в зале. В кино — разговаривать так же естественно, как в жизни. Поэтому не всегда театральные актёры киноорганичны, хотя это не значит, что у них нет таланта. Им сложно слиться с экраном, что-то мешает.

Энергия, потраченная на роль, пропорциональна её воплощению. Для того чтобы роль получилась успешной, актёру важно приложить усилия. Но не эмоциональные усилия, а ресурсные — свои время и ум. Тогда не придется сталкиваться с фрустрацией. Если вдруг роль не получилась, актёр должен быть уверен, что максимально приложил к ней усилия.

Есть талант — прекрасно, но актёр должен отвечать за этот талант.
Принято считать, что в театре всё ненатурально, наиграно, в то время как в кино действие реально. Для актёра это работает наоборот: на сцене всё происходит здесь и сейчас, одним большим планом, а в кино зачастую приходится играть с ненастоящим партнёром (крупные планы могут сниматься с дублёром). В театре работает аксиома: «Ты настолько хорош, насколько хорош твой партнер». На съёмочной площадке происходит много неестественного, перед актёром всегда стоит задача сделать так, чтобы всё выглядело настоящим.

Режиссер — это тот человек, на которого опирается на площадке актёр. Исполнитель роли — никто без него. Только режиссер знает, что должно получиться в итоге. Поэтому ему важно уметь ставить конкретную задачу перед актёром. Если пожелания режиссера будут эмоционально абстрактными, актёру придётся изображать эмоцию, а не проживать роль. Хотя в критической ситуации нужно уметь поставить цель без режиссёрской помощи, отталкиваясь от сценария и понимания того, в каком моменте действия и в каких обстоятельствах находится на настоящий момент герой. 
Главное, что должен помнить актёр, — в кадре не должно быть неловкостей, никогда не должно быть неловко что-то попросить.
Как подготовиться к съёмкам или выступлению? И для театра, и для кино есть один метод — много раз читать пьесу или сценарий. Только так пазлы истории сложатся в голове. Память в театре работает совершенно по-другому, там всё необходимо знать наизусть. Театральный текст нужно проживать и крутить в голове постоянно. Для кино будет полезно прописать себе всё то, что происходит с героем в каждый момент действия. Что было, что предстоит, в каком эмоциональном состоянии он находится на определенном моменте действия — всё это поможет во время съёмок (а часто съемки эпизодов проходят в хаотичном порядке).

Когда Марчелло Мастрояни спросили: «Что такое быть киноактёром?», он ответил следующее: «Вы встаете ни свет ни заря, приходите на съемочную площадку, весь рабочий день ждете, чтобы под конец смены со свежим лицом войти в кадр и сказать: «Доброе утро!». Прежде всего актёру необходимо любить то, что он делает, съёмочную площадку, независимо от погодных условий и вечного хаоса. Тогда работа для актера всегда будет интересной и лёгкой. Нужно помнить, что и для кино, и для театра есть только одна мерка — правда. Правдой действие может сделать только актёр.