Киноизнанка. Итоги 30-го «Кинотавра»

Московская школа кино

Программный директор фестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева посетила Московскую школу кино и обсудила итоги юбилейного 30-го «Кинотавра», тренды мирового и российского кино.

kin700.jpg


30 лет назад в 1990 году тандем Марка Рудинштейна и Олега Янковского организовали фестиваль «Кинотавр». Это был сложный период в российском кино, когда кинопроката фактически не было, но фильмы продолжали сниматься и «Кинотавр» стал центром российского киноискусства, площадкой для открытия новых имен. В 1994 году фестивалю стало тесно в рамках российской программы, появился международный конкурс — возможность взаимодействия российского кино с международными контекстами. «Кинотавр» — единственный в мире частный фестиваль, самый большой по объёму гостей, количеству фильмов в программе. Это самый большой фестиваль национального кино в мире, независимый от давления спонсоров и государства. Независимость даёт полную свободу отборщикам — никто не влияет на выбор фильмов в программу.


7ZDpcJ4qeNgVy7PHutKtCpIGissmeP.jpg


В конкурсе 2019 года победила картина Бориса Окопова «Бык», фильм взял главный приз «Кинотавра», что вызвало много споров о решении: кому-то оно кажется оправданным, кому-то — странным. Нужно понимать, что итоги фестиваля — это прежде всего определенные вкусы членов жюри, их позиция и понимание того, что есть кинопродукт сегодня. «Бык» — это аудиовизуальный, мощный, яркий и дорогой фильм, жюри поддержало его в том числе за то, что он работает с формой — сегодня авторство и эксперименты ушли на второй план. Выбор жюри можно трактовать в том числе как напоминание о том, что кино — это прежде всего искусство. 


960x540.jpg


В этом году из 15 картин основного конкурса 7 были сняты женщинами-режиссёрами. Ощутима тихая женская эволюция в российском кино и «Кинотавр» становится своеобразным эпицентром, где особенно ярко видны эти тренды и тенденции. «Верность» Нигины Сайфуллаевой — это новая, свободная и довольно радикальная картина для отечественного кино. И хотя в ней действительно много открытых сексуальных сцен, фильм о другом — женщина ищет себя, способ обрести собственную сексуальность и сохранить себя как женщину, как жену. То есть «Верность» — семейная эротическая драма. Семья — это ещё одна важная тема для конкурса этого года, она присутствовала почти в каждом номинированном фильме. Уход из семьи, отношения, взаимоуважение, секс, привязанность — всё это волнует намного больше других тем. Что это? Усталость от остросоциальных тем, боязнь цензуры? Что-то заставляет авторов обратиться к интимной, семейной личной жизни. В этом тренде и дебют Анны Пармас «Давай разведемся», и «Выше неба» Оксаны Карас.

Фестивальное кино остро нуждается в грамотной дистрибуции, особенно в регионах, где в кинотеатрах прочно установилось засилье «попкорнового» кино.
Не стоит забывать, что «Кинотавр» — это взаимосвязь между различными сферами индустрии. Поэтому главный результат фестиваля — это дорога в жизнь отечественным фильмам, донесение их до широкого зрителя. В этом году онлайн-гигант Netflix отправил 40 своих сотрудников на Берлинский фестиваль смотреть короткий метр, немецкое кино и конкурс, чтобы искать режиссёров для своих проектов. То же самое происходит и на «Кинотавре» — интересно в Сочи видеть представителей ivi.ru, Rambler, Яндекс и других онлайн-платформ в поисках контента, с серьёзными планами на продюсирование сериалов, для которых нужны авторы. Фестивальное кино остро нуждается в грамотной дистрибуции, особенно в регионах, где в кинотеатрах прочно установилось засилье «попкорнового» кино. Поэтому будущее проката отечественных фильмов на онлайн-платформах, которые в этом году боролись за покупку некоторых картин до просмотра. Это говорит о том, что у отечественного фестивального кино определенно интересное будущее и «Кинотавр» уже стал центральной площадкой для развития индустрии российского кино.
×