Хочу работать в кино: как выбрать кинопрофессию?

Современные кинопрофессии — какие они?

С течением времени список профессий в кино преобразился не сильно, хотя и дополнился направлениями, связанными с компьютерными технологиями. Чем дальше шагает прогресс, тем больше усложняется процесс киносъёмки, и помимо классических творческих профессий добавляются узкоспециализированные технические. Сегодня список профессий достаточно обширен, поэтому условно его можно разделить на несколько групп (в скобках указаны примеры названий кинематографических профессий):  



  • Руководящий состав (продюсер, исполнительный продюсер) — это целый перечень кинопрофессий, имеющих одну общую черту: слово «продюсер» в названии и самое высокое положение на съёмочной площадке: главнее продюсера нет никого. Продюсирование, по сути, включает в себя все этапы и аспекты кинопроизводства, будь то вопросы финансирования, подбор персонала съёмочной группы или промоушн кинокартины. Можно сказать, что продюсер отвечает за коммерческое сопровождение картины, обеспечивая в идеале её необходимым бюджетом.

Команда продюсеров может отличаться от фильма к фильму: где-то достаточно лишь одного продюсера (его в России по старой советской привычке также иногда называют «директором фильма»), а где-то необходим исполнительный, линейный или креативный продюсер, а может даже и все разом. Например, креативный продюсер отвечает за подбор съёмочной группы, а линейный продюсер руководит каждым рабочим моментом в период кинопроизводства. Проще говоря, чем больше ресурсов и процессов задействовано в кинопроизводстве, тем шире руководящий штат. Но данное деление нестрогое: в целом, профессии кинематографа не имеют четкого деления, и ряд задач может выполняться другими работниками.
  • Режиссёрская группа (режиссёр-постановщик, второй режиссёр)
Задачи режиссёрской группы сводятся к творческому руководству над проектом. Режиссёр следит за реализацией киносъёмки: именно от него зависит, каким образом изначальная задумка будет отражена в картине, как актёрам необходимо сыграть ту или иную роль и в каком виде актёры будут располагаться в кадре. Режиссёрами нередко выступают продюсеры, когда они сами спонсируют проект или являются идейными вдохновителями фильма. В конечном счёте, работа режиссёрской группы влияет на то, как будет подана и раскрыта главная идея фильма.
  • Административная группа (директор фильма, администратор площадки)

    Частично эти функции могут лежать на руководящем составе, но мелкие вопросы, как правило, делегируются администраторам. Они договариваются с различными учреждениями для проведения съёмок и решают ряд рабочих вопросов во время съёмки фильма, как, например, соблюдение рабочей дисциплины, графика. Администраторы выполняют организаторскую функцию, координируя между собой деятельность работников разных кинопрофессий.

  • Сценарная группа (сценарист, редактор)

    Сценарист — относительно новая профессия в сфере кино. Раньше работать сценаристами могли только те, кто закончил соответствующий факультет какого-либо ведущего творческого вуза — сейчас же основы этой кинопрофессии можно получить на курсе Filmmaking. Сценарная группа отвечает за создание сценария с нуля или адаптацию уже имеющегося сюжета. В отличие от остальных групп, здесь большую роль играют литературные и драматургические навыки. Сценаристы и редакторы — люди письма, поэтому иногда начала они разрабатывают сценарий и уже потом предлагают его продюсерам и режиссёрам. В идеале, сценарист должен либо иметь сильного представителя, либо уметь представлять свой сценарий в выигрышном свете лично: от этого зависит востребованность самого сценариста и его гонорар. К примеру, сценарий фильма «Назад в будущее» был отвергнут 22 раза, прежде чем был экранизирован.



  • Актёрский цех (актёры, массовка)

    Наверное, самая известная профессия, связанная с кино. Хорошие актёры всегда высоко востребованы, но кроме актёр первого и второго плана, куда пробиться достаточно сложно, есть ещё роли эпизодического плана и массовка. Достаточно многие известные актёры начинали как статисты, то есть актёры, выполняющие функцию наполнения картины (сидящие в кафе, стоящие в очереди, просто прохожие). К слову, Джеки Чан и Бюрс Уиллис тоже начинали с неприметных ролей — их имена даже не всегда были указаны в титрах.

  • Операторская группа (оператор, гафер)

    Оператор — одна из ключевых профессий, связанных с телевидением и кино. Он отвечает за весь процесс съёмки, подбирает техническое оборудование. Оператор-постановщик, как руководитель операторской группы, участвует в кинопроизводстве до выхода фильма как ответственный за визуальную часть.

К операторской группе также относят ассистента оператора и бригаду осветителей: первые помогают оператору подобрать экспозицию, фокусное расстояние, следят за исправностью техники. Бригада осветителей во главе с гафером (бригадиром) отстраивают свет: именно они способны создать атмосферу рассвета или глубокой ночи, подчеркнуть при помощи света значимые детали в кадре или, напротив, увести ненужное в тень.

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×