Юлия Сапонова
Режиссура монтажа
Выпускница программ «Режиссура монтажа» (2014) и «Режиссура» (2016). Режиссёр фильма «Съесть слона», продюсер, создатель «Первой инклюзивной КИНОлаборатории», сооснователь кино-театрального проекта «Взаимодействие», эксперт по социальному видео-контенту.
ПРЕДЫСТОРИЯ
По образованию я психолог. Но по специальности проработала только четыре месяца, поняв, что хочу развиваться в творчестве. После университета я достала свой фотоаппарат, на который папа учил меня снимать в детстве, и отправилась в сложный и увлекательный путь фотографа. Начала с работы фотокорреспондентом газеты «Московский комсомолец», а завершила карьеру коммерческим фотографом рекламных агентств и журналов: VOGUE, Elle, Glamour и других. В какой-то момент я поняла, что достигла потолка и сижу на нем, «свесив ножки», скучаю. Тогда я решила, что пора с нуля начинать очередной новый путь.
МШК. НАЧАЛО
В 2013 году в Московской школе кино стартовала программа «Режиссура монтажа» и появилась новость, что через год будет открыта также «Режиссура». В ожидании этого открытия я решила провести год с пользой и пошла учиться на монтаж. А мой муж поступил в МШК на оператора. Так получилось, что Universal University помог поменять профессию не только мне, но и всей моей семье. Моя дочь училась в Британской школе дизайна на «Современном искусстве».
Я сразу поняла, что МШК — это место, где есть самое главное — среда, позволяющая объединяться в команды и делать совместные проекты, приближенные к индустриальным. Но тут, в отличие от реальной индустрии, ты имеешь право на ошибки. В 2014 году я поступила в МШК на «Режиссуру», и это стало началом большого и важного пути.
КАК ЭТО БЫЛО?
Все студенты, которые поступают в МШК на «Режиссуру», начинают с полугодового курса документальных этюдов, которые приучают тебя видеть историю в самом крошечном однокадровом моменте жизни. Ни один теоретический курс не может дать такого навыка. Параллельно мы изучали основы драматургии и историю кино. Но одним из самых важных был блок совместной работы режиссёров и актёров. Мы вместе работали над сценами из фильмов, снимали их, а потом разбирали на занятиях с кураторами. То, что команды каждый раз перемешивались, позволило получить опыт работы с разными типами актёров и найти к ним подход.
О СИЛЕ КОЛЛАБОРАЦИИ
Уже с первого курса, не дожидаясь совместных учебных проектов, мы начали собираться в студенческие команды. То продюсеры приходили к нам со своими идеями в поисках режиссёров, то сценаристы. Мы шли к актёрам и операторам в поисках желающих сделать что-то вместе. А когда начались совместные проекты, мы все окончательно перезнакомились и Школа превратилась в филиал Голливуда. Все кипело и бурлило, эмоции били через край. Никто не вышел из этого процесса прежним. Было здорово! Иногда я скучаю по тому времени.
Именно на совместных проектах во время обучения я и встретила людей, которые стали командой моего первого полнометражного документального фильма «Съесть слона».
О ПЕРВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
В МШК у нас был модуль «Реклама», где мы снимали ролики для реальных заказчиков. Нашим заказчиком стал благотворительный фонд. Тогда я поняла, что режиссёр может делать не просто качественные, красивые и интересные фильмы, но менять к лучшему жизни людей. Моя траектория изменилась. С тех пор я сняла большое количество социальных роликов для фондов, получила за них множество призов на профильных фестивалях и нашла в своей работе настоящий смысл. Безусловно, рекламные ролики приносят гораздо большие гонорары, но я постепенно отказалась от них, чтобы сосредоточиться на создании кино и видео-контента именно социальной направленности.
СЪЕСТЬ СЛОНА
В 2016 году, вскоре после выпуска из МШК, мы с продюсером Олесей Овчинниковой снимали ролик для только что появившегося театрального инклюзивного проекта «ВзаимоДействие» Маргариты Ребецкой. Я очень волновалась перед встречей с актёрами с синдромом Дауна. Но когда познакомилась с ними, буквально через полчаса уже перестала видеть их необычность.
Неожиданно ролик получил 600 тысяч просмотров в первый же день публикации, стал вирусным, мы были очень вдохновлены. Я так полюбила ребят, что поняла, что надо снимать про них что-то большое и яркое, чтобы поделиться своей любовью к ним со зрителями. Я предложила Олесе стать продюсером, и мы пустились в кино-путешествие длиной в три года — начались съёмки документальной комедии «Съесть слона». Процесс съёмок занял полтора года. В него вошли репетиции, спектакли и гастроли в Швейцарию. Когда фильм обрёл первую форму, на питчинге мы встретили Игоря Мишина, который увидел потенциал проекта и помог организовать премьеру на Первом канале. За первую неделю в эфире и на сайте канала фильм посмотрели около 6 миллионов человек. Те отзывы, которые мы получили, свидетельствуют о том, что нам удалось изменить мнение о людях с синдромом Дауна.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
Параллельно со съемками «Съесть слона» я снимала рекламу и социальное видео. Для благотворительного фонда Егора Бероева и Ксении Алферовой «Я есть!» я сделала док «Я мечтаю подружиться!» про ребят с аутизмом из специального класса Московского киноколледжа.
Думаю, документальное кино со мной навсегда. У меня в производстве всегда есть один или два неигровых проекта. Так как я снимаю их без заказа, то могу работать в своем темпе, наблюдая за жизнью героя, формируя историю и занимаясь поиском бюджета на постпродакшен.
Я сознательно выбрала путь создания личных, близких мне по духу проектов, а не работу в найме ради заработка. Этот путь более длинный, менее прибыльный, но в нём меньше рисков выгорания, так как каждый шаг наполнен смыслом.
СОЗДАНИЕ ЛАБОРАТОРИИ
В какой-то момент я захотела сделать проект, помогающий создавать в киноиндустрии среду, где люди с особенностями могут органично существовать так же как другие профессионалы. Так возникла идея «Первой инклюзивной КИНОлаборатории», в которой ребята с синдромом Дауна занимаются актёрским мастерством и современным танцем и вступают в творческие коллаборации с молодыми кинематографистами. Московская школа кино стала нашим партнёром, выделив нам репетиционную базу и привлекая к просветительской деятельности в среде студентов. Вместе с моим коллегой, режиссёром колясочником Владимиром Рудаком, мы разработали мастер-классы по работе с инклюзивными актёрами. Такой мастер-класс мы сделали недавно и для студентов МШК.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
В 2023 году по инициативе и поддержке Игоря Мишина мы с командой сняли для фестиваля Action фильм в пользу Благотворительного фонда «Синдром любви». Он был показан и продан за сумму 4 миллиона рублей в пользу фонда. 21 марта, во Всемирный день человека с синдромом Дауна, фильм будет выложен на платформе KION.
Также я работаю над сценарием полного метра по заказу одной из крупных платформ и готовлюсь к съёмкам своего первого игрового фильма. Планирую закончить монтаж двух документальных фильмов, производством которых занималась последние три года.
Параллельно я буду развивать свои инклюзивные проекты, продолжать выступать спикером и экспертом по теме инклюзии в кино и участвовать в тематических просветительских мероприятиях.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Самыми важным в профессии кинематографиста я считаю три составляющие — быть хорошим человеком, идти к своей цели, и найти поддерживающую команду.
ПРЕДЫСТОРИЯ
По образованию я психолог. Но по специальности проработала только четыре месяца, поняв, что хочу развиваться в творчестве. После университета я достала свой фотоаппарат, на который папа учил меня снимать в детстве, и отправилась в сложный и увлекательный путь фотографа. Начала с работы фотокорреспондентом газеты «Московский комсомолец», а завершила карьеру коммерческим фотографом рекламных агентств и журналов: VOGUE, Elle, Glamour и других. В какой-то момент я поняла, что достигла потолка и сижу на нем, «свесив ножки», скучаю. Тогда я решила, что пора с нуля начинать очередной новый путь.
МШК. НАЧАЛО
В 2013 году в Московской школе кино стартовала программа «Режиссура монтажа» и появилась новость, что через год будет открыта также «Режиссура». В ожидании этого открытия я решила провести год с пользой и пошла учиться на монтаж. А мой муж поступил в МШК на оператора. Так получилось, что Universal University помог поменять профессию не только мне, но и всей моей семье. Моя дочь училась в Британской школе дизайна на «Современном искусстве».
Я сразу поняла, что МШК — это место, где есть самое главное — среда, позволяющая объединяться в команды и делать совместные проекты, приближенные к индустриальным. Но тут, в отличие от реальной индустрии, ты имеешь право на ошибки. В 2014 году я поступила в МШК на «Режиссуру», и это стало началом большого и важного пути.
КАК ЭТО БЫЛО?
Все студенты, которые поступают в МШК на «Режиссуру», начинают с полугодового курса документальных этюдов, которые приучают тебя видеть историю в самом крошечном однокадровом моменте жизни. Ни один теоретический курс не может дать такого навыка. Параллельно мы изучали основы драматургии и историю кино. Но одним из самых важных был блок совместной работы режиссёров и актёров. Мы вместе работали над сценами из фильмов, снимали их, а потом разбирали на занятиях с кураторами. То, что команды каждый раз перемешивались, позволило получить опыт работы с разными типами актёров и найти к ним подход.
О СИЛЕ КОЛЛАБОРАЦИИ
Уже с первого курса, не дожидаясь совместных учебных проектов, мы начали собираться в студенческие команды. То продюсеры приходили к нам со своими идеями в поисках режиссёров, то сценаристы. Мы шли к актёрам и операторам в поисках желающих сделать что-то вместе. А когда начались совместные проекты, мы все окончательно перезнакомились и Школа превратилась в филиал Голливуда. Все кипело и бурлило, эмоции били через край. Никто не вышел из этого процесса прежним. Было здорово! Иногда я скучаю по тому времени.
Именно на совместных проектах во время обучения я и встретила людей, которые стали командой моего первого полнометражного документального фильма «Съесть слона».
О ПЕРВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
В МШК у нас был модуль «Реклама», где мы снимали ролики для реальных заказчиков. Нашим заказчиком стал благотворительный фонд. Тогда я поняла, что режиссёр может делать не просто качественные, красивые и интересные фильмы, но менять к лучшему жизни людей. Моя траектория изменилась. С тех пор я сняла большое количество социальных роликов для фондов, получила за них множество призов на профильных фестивалях и нашла в своей работе настоящий смысл. Безусловно, рекламные ролики приносят гораздо большие гонорары, но я постепенно отказалась от них, чтобы сосредоточиться на создании кино и видео-контента именно социальной направленности.
СЪЕСТЬ СЛОНА
В 2016 году, вскоре после выпуска из МШК, мы с продюсером Олесей Овчинниковой снимали ролик для только что появившегося театрального инклюзивного проекта «ВзаимоДействие» Маргариты Ребецкой. Я очень волновалась перед встречей с актёрами с синдромом Дауна. Но когда познакомилась с ними, буквально через полчаса уже перестала видеть их необычность.
Неожиданно ролик получил 600 тысяч просмотров в первый же день публикации, стал вирусным, мы были очень вдохновлены. Я так полюбила ребят, что поняла, что надо снимать про них что-то большое и яркое, чтобы поделиться своей любовью к ним со зрителями. Я предложила Олесе стать продюсером, и мы пустились в кино-путешествие длиной в три года — начались съёмки документальной комедии «Съесть слона». Процесс съёмок занял полтора года. В него вошли репетиции, спектакли и гастроли в Швейцарию. Когда фильм обрёл первую форму, на питчинге мы встретили Игоря Мишина, который увидел потенциал проекта и помог организовать премьеру на Первом канале. За первую неделю в эфире и на сайте канала фильм посмотрели около 6 миллионов человек. Те отзывы, которые мы получили, свидетельствуют о том, что нам удалось изменить мнение о людях с синдромом Дауна.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
Параллельно со съемками «Съесть слона» я снимала рекламу и социальное видео. Для благотворительного фонда Егора Бероева и Ксении Алферовой «Я есть!» я сделала док «Я мечтаю подружиться!» про ребят с аутизмом из специального класса Московского киноколледжа.
Думаю, документальное кино со мной навсегда. У меня в производстве всегда есть один или два неигровых проекта. Так как я снимаю их без заказа, то могу работать в своем темпе, наблюдая за жизнью героя, формируя историю и занимаясь поиском бюджета на постпродакшен.
Я сознательно выбрала путь создания личных, близких мне по духу проектов, а не работу в найме ради заработка. Этот путь более длинный, менее прибыльный, но в нём меньше рисков выгорания, так как каждый шаг наполнен смыслом.
СОЗДАНИЕ ЛАБОРАТОРИИ
В какой-то момент я захотела сделать проект, помогающий создавать в киноиндустрии среду, где люди с особенностями могут органично существовать так же как другие профессионалы. Так возникла идея «Первой инклюзивной КИНОлаборатории», в которой ребята с синдромом Дауна занимаются актёрским мастерством и современным танцем и вступают в творческие коллаборации с молодыми кинематографистами. Московская школа кино стала нашим партнёром, выделив нам репетиционную базу и привлекая к просветительской деятельности в среде студентов. Вместе с моим коллегой, режиссёром колясочником Владимиром Рудаком, мы разработали мастер-классы по работе с инклюзивными актёрами. Такой мастер-класс мы сделали недавно и для студентов МШК.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
В 2023 году по инициативе и поддержке Игоря Мишина мы с командой сняли для фестиваля Action фильм в пользу Благотворительного фонда «Синдром любви». Он был показан и продан за сумму 4 миллиона рублей в пользу фонда. 21 марта, во Всемирный день человека с синдромом Дауна, фильм будет выложен на платформе KION.
Также я работаю над сценарием полного метра по заказу одной из крупных платформ и готовлюсь к съёмкам своего первого игрового фильма. Планирую закончить монтаж двух документальных фильмов, производством которых занималась последние три года.
Параллельно я буду развивать свои инклюзивные проекты, продолжать выступать спикером и экспертом по теме инклюзии в кино и участвовать в тематических просветительских мероприятиях.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Самыми важным в профессии кинематографиста я считаю три составляющие — быть хорошим человеком, идти к своей цели, и найти поддерживающую команду.