Елена Строганова
Композитор в кино
Выпускница программы «Композитор в кино» (2019). Работала над музыкой к фильмам «Капитан Волконогов бежал», «Здоровый человек», «Фантом» и др. Как музыкальный продюсер участвовала в проекте «Анна К» от Netflix.
С одной стороны, я всю жизнь сочиняла музыку на любительском уровне — импровизировала с самых маленьких лет, с музыкальной школы. И хотя я какое-то время думала о поступлении в музыкальное училище, я была не уверена, что у меня хватит усидчивости для большой исполнительской карьеры. С другой стороны, меня всегда увлекало кино. Поэтому в итоге я выбрала для себя кино-исследовательскую, кураторскую деятельность. Я окончила магистратуру по искусству кино, курировала киноклубы, лектории, была даже директором кинотеатра. Но в какой-то момент я поняла, что упёрлась в потолок — что эта работа перестала закрывать все мои желания и амбиции.
Я всегда ощущала, что музыка меня интересует. В том числе, музыка в кино. Даже тема моей магистерской диссертации звучала так: «Аудиовизуальный образ фильмов Звягинцева». Я собралась с силами — и в 2018 году пошла учиться в МШК на «Композитора в кино».
Это был ужасный год! Одновременно лучший и худший в моей жизни. Было очень тяжело: я училась с ребятами из Гнесинки, из училищ и консерваторий — и нужно было прикладывать невероятные усилия, чтобы за ними успевать. Ведь тогда у меня не было ни мощного теоретического музыкального бэкграунда, ни опыта работы со звуком. Куратор, Николай Скачков, даже смеялся надо мной: «Опять страдаешь? Ну хватит уже страдать, ты можешь!».
В общем, это было супер насыщенно. Весь мир тогда свёлся у меня к учёбе: мне даже снилось, как я разрешаю аккорды и гармонии. Что-то похожее описывал Эрик Сати, когда говорил, что становился нелюдимым в периоды работы над музыкой. Все раздражают, никто не нужен, и вообще перестаешь выходить из дома. Погружение в этот иной, совершенно новый для меня мир было настолько глубоко, что я — очень светский и общительный человек, который раньше постоянно ходил на премьеры, фуршеты и прочее — перестала выбираться из дома. Просто не было ни времени, ни желания. В голове было только одно: учёба и музыка.
У меня не было возможности активно налаживать контакты МШК, просто потому что я постоянно делала домашние задания, одолевала гармонию, делала первые оркестровки, параллельно пытаясь понять, как вообще сводить музыку. Но в МШК учился один режиссёр, Максим Дорохов, с которым мы случайно попали в одну команду на один из учебных проектов.
Режиссёрам нужно было снять ролики для Пушкинского музея, а нам — композиторам — написать к ним музыку. Хотя наш с Максимом ролик музей в итоге не отобрал, мы потом сделали ещё много проектов вместе. Максим звал меня композитором на рекламные проекты, YouTube-шоу и прочее. Это контакт и опыт, за который я очень благодарна Школе.
После выпуска я попала в 1-2-3 Production как музыкальный редактор, иногда подхватывая какие-то истории как композитор. Так и появился «Капитан Волконогов бежал». Я работала над чем-то как редактор, как вдруг мне сказали: «Посмотри этот фильм. Сегодня придут режиссёры — им нужна музыка». Я посмотрела и поняла, что не найду для этого проекта нужного материала на библиотеках и стоках — и предложила написать музыку самой. Удивительным образом, режиссёры, Наталья Меркулова и Алексей Чупов, которые обычно сходу не доверяются людям, проверяют опыт и портфолио всех, с кем работают, и довольно тщательно отбирают команду, согласились.
Я ужасно им благодарна — это было невероятное везение. Это была очень приятная работа с людьми, которые знают чего хотят и с которыми одно удовольствие создавать общую историю. Потом был сериал «Anna K» для Netflix, где я работала как музыкальный продюсер; «Здоровый человек», для которого я писала музыку; и другие истории.
Главной сложностью, даже после узнаваемых тайтлов в портфолио и опыта работы на крупных проектах, для меня всегда была неуверенность в себе. До сих пор из-за страха и недоверия к себе, отправляя режиссёрам тест, я порой трясусь: понравится или не понравится? Думаю, сейчас они скажут: «Какой ужасный вы прислали трек, какой кошмар!». И мне всё ещё приходится иногда оговариваться: «Я вам пришлю тест заранее — ну, чтобы у вас было время, если что, найти другого композитора». Этот мой страх мы обсуждали ещё с кураторами в МШК. Они всегда говорили, что для композитора одно из важнейших — перебороть эту неуверенность в себе и найти свой голос. В твоей музыке, даже в этих первых тестах, всегда чувствуется, когда ты преодолел страх и смог выразить себя, невзирая на него.
Для композитора самое сложное сохранять баланс между тем, чтобы не пытаться подстроиться под кого-то, звучать самому, в то же время, слыша режиссёра и учитывая то, что он хочет от музыки в своём кино. Я почти не делаю мейнстримные истории, а больше тяготею к арт-кинематографу. А в нём, как мне кажется, особенно важно делать музыку с харизмой, с характером — с решением, как говорил нам всегда куратор Юрий Потеенко. И когда это решение, через преодоление страхов, через разрешение себе сделать что-то неординарное, удаётся найти — это огромное счастье.
Сейчас я много работаю над рекламными проектами, над театральными постановками, делаю музыку для перформанса в Стамбуле, пишу свой музыкальный альбом. В будущем я хочу и дальше работать в арт-кино, но очень здорово, что МШК даёт тебе возможности не ограничиваться кинематографом. Это универсальное музыкальное образование, получив которое, ты можешь думать и в сторону театра, и в сторону рекламы, и вообще применять свой навык очень широко.
Безусловно, написание музыки — это в чём-то ремесленная история. Вроде как, если у тебя есть умение создать музыку, есть инструменты — ты это сделаешь. Но в то же время это всегда работа с нерациональным. Всегда не до конца понятно, сработает тот или иной инструмент или не сработает, получится или не получится. И композитору очень важно постоянно искать вдохновение, чтобы уметь именно с этим иррациональным работать. Я ищу его, конечно, в искусстве: книгах, кино. Очень поддерживают сейчас истории про то, как человек жил в эпоху перемен.
А ещё меня вдохновляет понимание, что что бы ни случилось, у меня есть музыка. Конечно, есть безусловные радости: семья, кот... Но даже если карьера идёт не совсем так, как ты рассчитывал, даже если вообще вся твоя дорога завела тебя куда-то не туда — ты всегда можешь вернуться к музыке. В мире, где всё так изменчиво, где нет ничего стабильного, и часто от нас мало что зависит, возможность взаимодействовать с музыкой, быть с ней — это то, что точно есть сегодня и, надеюсь, останется со мной навсегда.
С одной стороны, я всю жизнь сочиняла музыку на любительском уровне — импровизировала с самых маленьких лет, с музыкальной школы. И хотя я какое-то время думала о поступлении в музыкальное училище, я была не уверена, что у меня хватит усидчивости для большой исполнительской карьеры. С другой стороны, меня всегда увлекало кино. Поэтому в итоге я выбрала для себя кино-исследовательскую, кураторскую деятельность. Я окончила магистратуру по искусству кино, курировала киноклубы, лектории, была даже директором кинотеатра. Но в какой-то момент я поняла, что упёрлась в потолок — что эта работа перестала закрывать все мои желания и амбиции.
Я всегда ощущала, что музыка меня интересует. В том числе, музыка в кино. Даже тема моей магистерской диссертации звучала так: «Аудиовизуальный образ фильмов Звягинцева». Я собралась с силами — и в 2018 году пошла учиться в МШК на «Композитора в кино».
Это был ужасный год! Одновременно лучший и худший в моей жизни. Было очень тяжело: я училась с ребятами из Гнесинки, из училищ и консерваторий — и нужно было прикладывать невероятные усилия, чтобы за ними успевать. Ведь тогда у меня не было ни мощного теоретического музыкального бэкграунда, ни опыта работы со звуком. Куратор, Николай Скачков, даже смеялся надо мной: «Опять страдаешь? Ну хватит уже страдать, ты можешь!».
В общем, это было супер насыщенно. Весь мир тогда свёлся у меня к учёбе: мне даже снилось, как я разрешаю аккорды и гармонии. Что-то похожее описывал Эрик Сати, когда говорил, что становился нелюдимым в периоды работы над музыкой. Все раздражают, никто не нужен, и вообще перестаешь выходить из дома. Погружение в этот иной, совершенно новый для меня мир было настолько глубоко, что я — очень светский и общительный человек, который раньше постоянно ходил на премьеры, фуршеты и прочее — перестала выбираться из дома. Просто не было ни времени, ни желания. В голове было только одно: учёба и музыка.
У меня не было возможности активно налаживать контакты МШК, просто потому что я постоянно делала домашние задания, одолевала гармонию, делала первые оркестровки, параллельно пытаясь понять, как вообще сводить музыку. Но в МШК учился один режиссёр, Максим Дорохов, с которым мы случайно попали в одну команду на один из учебных проектов.
Режиссёрам нужно было снять ролики для Пушкинского музея, а нам — композиторам — написать к ним музыку. Хотя наш с Максимом ролик музей в итоге не отобрал, мы потом сделали ещё много проектов вместе. Максим звал меня композитором на рекламные проекты, YouTube-шоу и прочее. Это контакт и опыт, за который я очень благодарна Школе.
После выпуска я попала в 1-2-3 Production как музыкальный редактор, иногда подхватывая какие-то истории как композитор. Так и появился «Капитан Волконогов бежал». Я работала над чем-то как редактор, как вдруг мне сказали: «Посмотри этот фильм. Сегодня придут режиссёры — им нужна музыка». Я посмотрела и поняла, что не найду для этого проекта нужного материала на библиотеках и стоках — и предложила написать музыку самой. Удивительным образом, режиссёры, Наталья Меркулова и Алексей Чупов, которые обычно сходу не доверяются людям, проверяют опыт и портфолио всех, с кем работают, и довольно тщательно отбирают команду, согласились.
Я ужасно им благодарна — это было невероятное везение. Это была очень приятная работа с людьми, которые знают чего хотят и с которыми одно удовольствие создавать общую историю. Потом был сериал «Anna K» для Netflix, где я работала как музыкальный продюсер; «Здоровый человек», для которого я писала музыку; и другие истории.
Главной сложностью, даже после узнаваемых тайтлов в портфолио и опыта работы на крупных проектах, для меня всегда была неуверенность в себе. До сих пор из-за страха и недоверия к себе, отправляя режиссёрам тест, я порой трясусь: понравится или не понравится? Думаю, сейчас они скажут: «Какой ужасный вы прислали трек, какой кошмар!». И мне всё ещё приходится иногда оговариваться: «Я вам пришлю тест заранее — ну, чтобы у вас было время, если что, найти другого композитора». Этот мой страх мы обсуждали ещё с кураторами в МШК. Они всегда говорили, что для композитора одно из важнейших — перебороть эту неуверенность в себе и найти свой голос. В твоей музыке, даже в этих первых тестах, всегда чувствуется, когда ты преодолел страх и смог выразить себя, невзирая на него.
Для композитора самое сложное сохранять баланс между тем, чтобы не пытаться подстроиться под кого-то, звучать самому, в то же время, слыша режиссёра и учитывая то, что он хочет от музыки в своём кино. Я почти не делаю мейнстримные истории, а больше тяготею к арт-кинематографу. А в нём, как мне кажется, особенно важно делать музыку с харизмой, с характером — с решением, как говорил нам всегда куратор Юрий Потеенко. И когда это решение, через преодоление страхов, через разрешение себе сделать что-то неординарное, удаётся найти — это огромное счастье.
Сейчас я много работаю над рекламными проектами, над театральными постановками, делаю музыку для перформанса в Стамбуле, пишу свой музыкальный альбом. В будущем я хочу и дальше работать в арт-кино, но очень здорово, что МШК даёт тебе возможности не ограничиваться кинематографом. Это универсальное музыкальное образование, получив которое, ты можешь думать и в сторону театра, и в сторону рекламы, и вообще применять свой навык очень широко.
Безусловно, написание музыки — это в чём-то ремесленная история. Вроде как, если у тебя есть умение создать музыку, есть инструменты — ты это сделаешь. Но в то же время это всегда работа с нерациональным. Всегда не до конца понятно, сработает тот или иной инструмент или не сработает, получится или не получится. И композитору очень важно постоянно искать вдохновение, чтобы уметь именно с этим иррациональным работать. Я ищу его, конечно, в искусстве: книгах, кино. Очень поддерживают сейчас истории про то, как человек жил в эпоху перемен.
А ещё меня вдохновляет понимание, что что бы ни случилось, у меня есть музыка. Конечно, есть безусловные радости: семья, кот... Но даже если карьера идёт не совсем так, как ты рассчитывал, даже если вообще вся твоя дорога завела тебя куда-то не туда — ты всегда можешь вернуться к музыке. В мире, где всё так изменчиво, где нет ничего стабильного, и часто от нас мало что зависит, возможность взаимодействовать с музыкой, быть с ней — это то, что точно есть сегодня и, надеюсь, останется со мной навсегда.