Антон Полковников
Режиссура монтажа
Антон Полковников окончил программу «Режиссура монтажа» в 2016 году, а сейчас преподаёт в МШК. Среди проектов Антона в качестве режиссёра монтажа: «Кухня. Последняя битва», «Ивановы-Ивановы», «Гранд», «ИП Пирогова», «Два холма», «Папины дочки. Новые» и другие.
Я учился на инженера-физика, но к концу учёбы понял что не хочу работать по специальности и связывать свою жизнь с наукой. Монтаж всегда был моим хобби. Мне нравилось монтировать музыкальные ролики и танцевальные видео — приносило удовольствие складывать разные истории под ритм. Когда я закончил университет, я решил превратить своё хобби в профессию.
В 2015 году я нашёл в интернете Московскую школу кино и поступил сюда на «Режиссуру монтажа». Впечатления от учёбы были самые положительные. Помню, что меня поразил контраст с обучением в ВУЗе, где ты находишься просто потому, что должен получить высшее образование . Оказалось, что можно учиться, потому что тебе это нравится. Что можно идти на каждое занятие с удовольствием, спешить, чтобы ничего ни дай бог не пропустить, не засыпать на лекциях. Что, в целом, атмосфера может быть другой — Artplay, всё такое стильное… В общем, учиться было одно удовольствие!
Той базы, которую нам дали в МШК за полгода, было вполне достаточно, чтобы начать работать ассистентом режиссёра монтажа — поэтому я решил не ждать выпуска и где-то на середине курса начал искать работу по профессии. Я нашёл студию пост продакшена, куда меня взяли подменять ассистентов, пока они по очереди уходят в отпуск.
Потом месяц или полтора я работал монтажёром новостных роликов — кто-то из одногруппников прислал такую вакансию в чат. Работа хорошо оплачивалась и была “не пыльная”, но я понимал, что никакого профессионального роста в плане индустрии кино я не получаю. Так что я ушёл, сфокусировавшись на общении со студентами других курсов и дипломных проектах, которые мы начали снимать к концу учебного года. Я участвовал в двух дипломах с разными выпускниками-режиссёрами. Уже после защиты один из них прислал мне вакансию ассистента , со словами «Посмотри, может тебе интересно будет». Так я попал на свой первый большой проект — полнометражный фильм «Кухня. Последняя битва».
Осенью 2016 года у нас был выпускной в кинотеатре «Октябрь», где со сцены директор Школы желала каждому вернуться в этот зал со своими премьерами. В тот момент я сидел и думал, как классно будет прийти сюда, в этот зал, лет через пять и посмотреть фильм, над которым я работал. И всё так и случилось — но уже через полгода, когда я сидел в этом же зале на премьере «Кухни». Вот такой вот старт.
Работа на этом проекте складывалась очень интересно. Сначала меня приняли просто сделать синхронизацию проекта для режиссёра монтажа. Потом стали просить делать черновые сборки сцен. Далее на меня легла вообще вся техническая часть: выдача материалов на графику, цветокоррекцию и звук. В какой-то момент премьеру фильма перенесли на более ранний срок и в помощь основному режиссёру монтажа Кириллу Абрамову взяли ещё одного режиссёра монтажа, а меня посадили монтировать напрямую с режиссёром фильма. Мы вместе с ним осматривали каждую сцену, и он говорил, какие дубли хорошие, какие не очень, где лучше сделать так, а где по-другому. Для меня, как новичка, только что закончившего киношколу, это был колоссальный опыт.
Далее я поработал ассистентом на дебютном проекте Надежды Михалковой, полнометражном фильме «Проигранное место». А после собирал первую сборку тогда ещё пилота сериала «ИП Пирогова», режиссёром монтажа которого также был Кирилл Абрамов. Посмотрев на то, как я сам собрал эту серию, он решил позвать меня в студию, где набирали команду сразу на большой пул проектов. С этого момента и началась моя карьера как режиссёра монтажа. Сначала я монтировал по паре серий (так я работал над сериалом «Ивановы-Ивановы»). Затем начались уже серьёзные проекты, где меня загружали, так сказать, по полной («Гранд», «Фитнес», «ИП Пирогова»).
Из любимых тайтлов в фильмографии, например, сериал «Гранд». Сейчас я преподаю в МШК и даю студентам сцены из «Гранда» на практику. Материал в этом проекте просто супер с точки зрения вариативности — то есть, для одной и той же сцены можно предложить очень много вариантов монтажа. К тому же, актёрская игра в «Гранде» на очень высоком уровне. Ещё из ярких профессиональных воспоминаний — сериал «ИП Пирогова» о кондитерском стартапе. Он очень круто снят. И там очень вкусные торты! Для каждого нового торта мы монтировали свой мини-клип, где в рапиде летают фрукты, крем… Всё это было очень весело. Люблю свой сериал «Два холма», достаточно популярный проект. На первом сезоне я ещё не работал, но когда меня позвали монтировать второй — ужасно обрадовался.
Сам монтаж мне всегда давался довольно легко. Когда я начинал работать ассистентом, я очень внимательно следил за работой режиссёра монтажа и анализировал, какие сборки он делает, и почему принимает те или иные решения. Потом, когда какие-то моменты объяснял режиссёр, я тоже всё впитывал и привносил в свою практику. Важно лояльно относиться к каждому кругу правок и пытаться понять, почему эти правки делают сцены лучше.
Чем дольше ты работаешь с одними и теми же людьми, тем проще вам понимать друг друга. Ты знаешь, чего от них ожидать, что им нравится, чего они хотят от материала или от определённой сцены. Поэтому всегда удобнее работать с одними и теми же людьми. Когда приходится работать с новыми продакшенами или с новыми режиссёрами, я до сих пор испытываю небольшой мандраж. Ты ещё не знаешь, как оценят твою работу, понравится она или нет, сколько будет комментариев.
Из трудных моментов в пути был ещё переход к работе с новыми жанрами. Сначала я по большей части монтировал комедии и ситкомы. Но однажды проект, который изначально задумывался как комедия, начал складываться по-другому. Я со своим стилем монтажа не попадал в видение режиссёра и креативного продюсера. Пришлось перестраиваться, отказываться от привычек, заново осознавать, чего от монтажа хочет режиссёр и какие у него предпочтения.
Начинающим монтажёрам я бы хотел посоветовать то же, что я обычно советую студентам. Во-первых, не стоит ждать, что после обучения ты сразу попадёшь на пост режиссёра монтажа, а в твоём портфолио появятся какие-то суперские проекты. Всегда лучше начинать с ассистентской работы, когда ты можешь просто помогать профессионалам. Находясь в киносфере, понимая, как работает индустрия, ты получаешь самый важный опыт. Если ты будешь стараться, тебя в любом случае заметят. Такие ситуации, как у меня, когда надо монтировать очень срочно, случаются постоянно. Кого взять в команду? Конечно, ассистента, который уже находится «в проекте». Это проще, чем искать кого-то нового. Поэтому я всегда советую не бояться начинать с низов.
И, конечно, развивайте коммуникативные навыки. Киноиндустрия устроена так, что всё зависит от твоих контактов. Чем больше у тебя знакомых, продюсеров, режиссёров, тем больше вакансий будет возникать. В кино нельзя просто оставить резюме на Headhunter и ждать, пока тебе напишут. Здесь люди либо находят кого-то по рекомендациям, либо работают с теми, с кем они уже работали.
Поэтому главное — нарабатывать базу контактов. Обучение в Школе этому способствует — во время обучения мне никогда не приходилось искать проект самому, все работы приходили от одногруппников и преподавателей. Проекты всегда как-то находят тебя, если ты попадаешь в правильную среду и окружаешь себя людьми. А ещё важно быть дружелюбным и, конечно, делать свою работу хорошо.