Максим Иванов
Шоураннер
Максим Иванов — выпускник программы «Шоураннер» (2019). Был креативным продюсером сериала «Нулевой пациент» — за первые три недели его посмотрели более миллиона человек — рекорд среди оригинальных проектов «Кинопоиска». В 2022 году Максим как соавтор сценария и креативный продюсер совместно с продюсерской компанией «Среда» выпустил еще два проекта: сериалы «Бег улиток» и «Замерзшие». Сейчас Максим участвует в проекте «Лихие» — криминальной саге для Okko, главные роли в которой сыграют Артём Быстров, Егор Кенжаметов, Евгений Ткачук и Савелий Кудряшов. Режиссер: Юрий Быков.
КАЗАЛОСЬ, ЧТО КИНО — ЭТО НЕРЕАЛЬНО
КАЗАЛОСЬ, ЧТО КИНО — ЭТО НЕРЕАЛЬНО
Впервые я попал в индустрию лет в 15. У папы была видеокамера на 8 мм. Один раз я по просьбе знакомого снял на нее музыкальный концерт. Мне понравилось, да еще и денег заплатили. Казалось, все срослось. И я стал искать работу на HeadHunter. Много мониторил, звонил, писал. И меня позвали в продакшн ассистентом режиссера. Я втянулся, и пошло-поехало.
В студии я познакомился с ребятами, которые работали режиссерами на федеральных телеканалах. В то время они стали для меня ориентиром, и я тоже решил связать свою жизнь с телевидением. Тогда киноиндустрия для меня выглядела как очень закрытое комьюнити. Я даже не пытался двигаться в ту сторону. Казалось, что кино — это нереально.
Так я попал в Институт кино и телевидения (ГИТР) и учился там на факультете «Режиссура документального кино». Параллельно работал на телевидении, попал на телеканал «Культура», потом на «Россия-2». Там набирался опыта: прошел весь путь от ассистента, монтажера, режиссера монтажа до главного режиссера на одном из телеканалов цифрового телевидения ВГТРК. Параллельно участвовал в разных проектах как продюсер.
Я и не представлял, что когда-то попаду в кино-сериальную историю.
Я ДУМАЛ: «НУ, ВСЕ, Я ПОБЕДИЛ ВСЕХ»
Я ДУМАЛ: «НУ, ВСЕ, Я ПОБЕДИЛ ВСЕХ»
Пока я строил карьеру на телевидении, мне не давало покоя внутреннее стремление к чему-то другому. Может, это было тщеславие, а может, просто хотелось выйти за рамки телевизионного документального кино. Я начал снимать короткие метры на свои деньги.
У меня уже был большой режиссерский опыт на телике, но в художественном кино другая механика. Ты больше вовлечен в постановку, работаешь с артистами, сторителлингом. Я поначалу очень боялся, коряво работал с актерами.
Первые работы я снял в 2015 году, одна из них поучаствовала в региональном фестивале. А в 2017 году я начал работу над вторым своим серьезным коротким метром «Пассажир». Искал в соцсетях актеров, рассказывал о проекте, просил бесплатно поучаствовать. Предоставлял им все удобства на площадке: еду, такси, все, кроме разве что вагончиков. А они в ответ вкладывались своим талантом.
«Пассажир» попал на «Кинотавр». Я был в эйфории. Вот ты пишешь историю, представляешь ее в голове. И вдруг это становится реальным на экране, почти пощупать можно. Ты сидишь в кинозале, и серьёзные кинематографисты изучают твой фильм. Ты, конечно, смотришь не на экран, а в зрительный зал. У меня была комедия, и я думал: «Смеются, блин, классно, я попал!». А вот тут драматический момент: тоже реагируют, здорово.
На тот момент я уже был главным режиссером телеканала. И я понял, что у меня есть два направления для развития. Либо двигаться в сторону телевизионного менеджмента и заканчивать понемногу со съемками, либо рискнуть и прыгнуть из удобной для меня среды в новую. «Кинотавр» казался идеальным шансом для этого. После показа ко мне подходили продюсеры, мы с ними общались, и я думал: «Ну, все, я победил всех».
Но это было обманчиво.
ОСТАТЬСЯ НА ТЕЛИКЕ И НЕ ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ
Конечно, ты можешь показать всем свой фильм, и кому-то он даже понравится, ты с кем-то пообщаешься и обменяешься контактами. Но потом окажется, что все это — обычная рутина, а не твой феерический старт в кино.
До «Кинотавра» у меня были неудачи. Одна из работ, которую я снял, вообще никуда не попала. Я в неё очень сильно верил, вложил свои деньги, кучу сил, стараний. Люди бесплатно участвовали в ней, тоже верили в проект. И вдруг — ничего не получилось. Непонятно, как смотреть после этого всем этим людям в глаза.
В такие моменты я сомневался: а правильно ли я поступаю? Может, это не мой путь? И надо просто смириться, остаться на телике и не выпендриваться?
После «Кинотавра», когда никаких больших предложений не появилось, я услышал про первый экспериментальный курс для шоураннеров в МШК. К тому моменту сериалы уже сильно развивались. Я видел, как реагируют люди, рынок. В других странах наступил золотой век сериалов, он начинался и в России. Стали появляться потрясающие по качеству проекты.
Бывает такое, что Вселенная дает тебе что-то вроде звоночка: «О, смотри, в МШК курс набирают». И ты думаешь: попробовать или нет? А, как говорил один из моих начальников с телевидения, лучше сделать, чем не сделать и потом мучиться всю жизнь, думая, а как бы все было, если бы ты решился?
ЧЕЛОВЕК ВЧЕРА СНИМАЛ, А СЕГОДНЯ ТЕБЕ ПРЕПОДАЕТ
ЧЕЛОВЕК ВЧЕРА СНИМАЛ, А СЕГОДНЯ ТЕБЕ ПРЕПОДАЕТ
У меня уже было написано несколько заявок разной степени проработанности. Были короткие метры. А еще за год до поступления я снял веб-сериал, который за свои деньги сделал целиком. На собеседовании я показывал в том числе и его. Наверное, именно он показал, что я могу и сам писать, и режиссировать, и продюсировать. Для шоураннера это важнейшие скиллы.
В МШК я шел с конкретной целью. Мне не хватало сценарной проработки, я хотел вырастить себя до классного автора. Школа помогала это делать — у нас была и режиссура, и драматургия, и вообще все. Но главная фишка МШК в том, что дисциплины ведут не люди, которые преподают, потому что уже вышли из профессии, а действующие работники киноиндустрии. Человек вчера снимал, пришел со смены, а сегодня тебе преподает. И ты чувствуешь этот вайб, как будто сам побывал на площадке. С преподавателем можно поговорить, предметно спросить о чем-то, что ты только что узнал на лекции. Плюс, тебя всю дорогу ведет куратор. А это прямой доступ к человеку, который может запустить твой проект, если он ему понравится.
Помимо преподавателей, ты заводишь знакомства и со студентами. Даже сейчас, когда я работаю на разных проектах, я порой звоню кому-то из однокурсников, мы советуемся, я подтягиваю кого-то в помощь.
В МШК я познакомился с ребятами из компании «Среда», в которой сейчас работаю. Во время обучения у нас постоянно проходили питчинги. Мы готовили проекты — концепцию, предварительный каст, референсы, саму историю — а школа приглашала продюсеров, авторов и редакторов из индустрии. Если случался мэтч, ты получал предложение.
Через один из таких питчингов «Среда» купила у меня опцион на сериал «Бег улиток», который потом вышел на Kion. Опцион — это значит, что компания выкупает твой проект за небольшие деньги, вы заключаете договор на год или два, и они за это время пробуют его продать. Сериал «Замерзшие», который в декабре 2022 года вышел на «Okko» и«Иви», я продал «Среде» таким же образом.
«НУЛЕВОЙ ПАЦИЕНТ»
Историю про трагедию в Элисте мне рассказал писатель Андрей Геласимов. Я тогда как раз искал идеи для разработки, и сразу понял, что это она. Драматическая история, важная и социально, и драматургически. Большая трагедия. Эту историю нужно было рассказать.
Мы с Андреем набросали заявку на страничку, и я отправил ее Ивану Самохвалову, генеральному продюсеру «Среды». Я помню, это было Рождество, а он мне сразу ответил: срочно давай встречаться, надо обсуждать.
Позже к проекту подключились «Кинопоиск» и Саша Ремезова, которая на тот момент была там одним из шоураннеров. Автором сценария стал Олег Маловичко. В такой компании мы начали разработку, придумали взять сразу двоих режиссеров: Евгения Стычкина и Сергея Трофимова. Мне тогда казалось, что это просто безумие. Но эта идея сработала очень круто.
«Нулевой пациент» как проект сложился благодаря усилиям многих людей. Он получился удачным с точки зрения драматургии, качества, просмотров. Но главное — он еще и социально важный. Актеры снимаются в сериале, потом участвуют в благотворительных акциях. Так, сериал выходит за рамки экрана и влияет на нашу с вами жизнь, поднимаетважные вопросы. С «Нулевым пациентом» получилось именно так.
ЧЕМ ШОУРАННЕР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КРЕАТИВНОГО ПРОДЮСЕРА
ЧЕМ ШОУРАННЕР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КРЕАТИВНОГО ПРОДЮСЕРА
Сейчас я работаю креативным продюсером. И когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я провожу такую аналогию. Вот у итальянской мафии есть босс, самый главный человек. А есть андербосс, его правая рука. Шоураннер — это босс. А креативный продюсер — его андербосс. Он всегда на площадке, знает абсолютно все про проект. Шоураннер может вести или продюсировать несколько проектов, а креативный продюсер обычно работает только на одном, потому что он интегрирован в процесс на всех уровнях, даже самых мельчайших.
Шоураннер — английский термин для обозначения людей, которые совмещают функции авторов и исполнительных продюсеров. Шоураннер пишет весь проект и при этом отвечает за финансы. То есть он ответственен за всю вселенную проекта. Креативный продюсер отвечает за то, как творческая идея шоураннера реализуется площадке и на постпродакшене. То есть буквально — сидит за плейбэком рядом с режиссером, оператором-постановщиком, вместе с ними придумывает, как и что снимать.
Сейчас я отдаю себе отчет, что как шоураннер еще где-то не дотягиваю — у меня пока небольшая сериальная фильмография. На площадке я нарабатываю недостающие скиллы. Съемки проходят по-разному. Иногда — напряжно, через ссоры, потом — всеобщие обнимашки и так по кругу. Но когда ты решаешь сцену и видишь, как она мощно и круто получается — это чистая эйфория.