Профессия VFX-дизайнера: особенности, требования, перспективы

Московская школа кино

Видеовизуальная индустрия уверенно идёт вперёд, зрителю хочется всё больше зрелища. Поэтому авторы видеоконтента стараются сделать всё, чтобы удивить свою аудиторию. VFX-дизайнер (VFX artist)– это создатель визуальных эффектов и компьютерной графики, который делает любой материал более ярким для восприятия. Не нужно строить дорогие павильоны, делать сложный грим или тратить деньги на спецэффекты – всё это способен сделать художник компьютерной графики.


Важно понимать разницу между VFX-художником и SFX-специалистом. Первый отвечает за видеоэффект, а второй – за спецэффект. Грубо говоря, есть мир «Аватара» и динозавр из «Юрского периода», которые нарисованы компьютерной графикой, а есть взрыв автомобиля в Форсаже, который снят на площадке с помощью SFX-специалиста.

Автор визуальных эффектов не может сделать всю работу за артиста, режиссера, художника-постановщика или оператора, но он способен помочь проекту на финальных этапах. Очень часто такие специалисты работают над графикой и цветокоррекцией картины.

В целом, профессия VFX-художника стала важнейшей и незаменимой киноиндустрии индустрии. Его богатый функционал позволяет зарекомендовать себя в любых сферах – от кино и клипов до рекламы.

Что такое компьютерная графика?

Как мы выяснили, VFX Artist занимается созданием визуальных эффектов. Одним из инструментов в этой области является компьютерная графика, но сейчас это слишком широкое понятие, у которого есть несколько разновидностей:

  • Двухмерная. Плоское изображение, в котором применяются только два вида измерения: высота и ширина. 2D рисунки используются для логотипов, макетов web-сайтов, рекламных баннеров, дизайна интерфейсов, мультипликации и кинематографа.
  • Трёхмерная. Изображение в трёхмерном пространстве, то есть изменяются ширина, высота и глубина. Здесь картинка объёмная, что позволяет более подробно изучить созданный объект. Такая графика используется в рекламе, кино, клипах и создании ландшафтных моделей.
  • Фрактальная. Здесь изображение составляется из нескольких фракталов – одинаковых частей. Фракталы чаще всего используются для разработки изображений природных объектов, таких как деревья, кусты, горные ландшафты, поверхности морей и так далее.
  • Векторная. Векторная графика создаётся с помощью геометрических элементов. Её применяют для логотипов, при составлении чертежей, схем, также в веб-дизайне и анимации.
  • Растровая. Изображение в растровой графике состоит из точек – пикселей, которые обладают одинаковыми размерами и формой, но разными цветами. Обычно эту графику используют для реставрации или обработки фотоизображений, также она подойдёт для создания анимации или рекламы.

Но разнообразием компьютерной графики инструментарий VFX- дизайнера не ограничивается. Видеовизуальная индустрия постоянно развивается, а одновременно с ней прогрессируют технологии. Поэтому в мире VFX (видеовизуальных эффектов) образовалась своя индустрия, где каждый художник отвечает за свою специальность.

Профили VFX-специалиста

С приходом компьютерных визуальных эффектов в кино (а случилось это в конце прошлого века) стало понятно, что художник должен не просто дорабатывать снятое, а быть полноценным соавтором картины. И неважно, дополнял он фильм в качестве колориста (дизайнер цветокоррекции) или аниматора.На успех большинства лидеров кинопроката повлияла работа художника визуальных эффектов

Колорист

К этой разновидности порой относятся пренебрежительно, ошибочно посчитав, что изображение уже достаточно насыщенно естественным цветом. Очень часто на колористе экономят, но эта специальность обеспечивает качество восприятия картины. Особенно в малобюджетных проектах, где у операторов нет возможности снимать на одинаковые камеры или объективы. На финальных этапах производства картины VFX- художники работают над цветокоррекцией материала.

Лайтеры

Одной из составляющих кино является свет. Здесь VFX-дизайнер создаёт нужное направление света. Чаще всего специалист этой сферы работает с мультипликациями, выстраивая световую композицию кадра.

Шейдеры

Иногда деятельность этого специалиста входит в работу лайтера, так как он тоже занимается светом. Но в отличие от первого, шейдер находится в более близких отношениях со светом и текстурой. Его работа часто применяется для отражения света в пространстве.

Текстурные художники

Грубо говоря, дизайнер – это лучший друг декоратора и художника-постановщика, так как он работает с материей в изображениях. Даже если автомобиль, робот, космический коллайдер собран из картона и пластмассы. Текстурный дизайнер способен создать “маску” металлической структуры, тем самым объект, созданный из одного материала, выглядит совершенно другим.

Художники по эффектам

Суть этого направления – оформить последствия действий персонажа в пространстве, показать, что будет, если машина взорвётся или дом унесёт на воздушных шарах.

Камера-трекинг

Здесь дизайнер не выполняет работу за оператора, а раскрывает его возможности. Часто такой специалист работает над мультипликациями или компьютерными играми. Суть его работы заключается в модернизации движения и направления камеры.

Риггер

VFX-Художник, создающий общую геометрию проекта. Он связывает работу моделлера и аниматора. Представитель этой профессии занимается подготовкой персонажа к анимации, создавая внутри него своеобразный скелет, а также систему для управления объектами.

Композер (Сompositing artist)

Это специальность, которая отвечает за финальную обработку проекта. То есть в создании целостного изображения путём совмещения отдельных, заранее подготовленных элементов отснятого фото или видеоматериала.

Аниматор

Самое творческое и при этом самое сложное направление. Данный специалист отвечает за реализм. Благодаря его работе законы физики работают не только в жизни, но и на экране. Всё – от походки до поведения – создано аниматором. Важно не просто заставить модельку ходить, а сделать так, чтобы в её походке проявлялся характер персонажа. Ну а законы физики могут нарушаться, так как художник и режиссёр вольны придумать свои правила, но все они должны быть разумны и едины. Также аниматоров приглашают для оформления не только клипов или развлекательных фильмов, но и для серьёзных работ, таких как “Сокровенный человек” Романа Либерова, где очень серьёзная анимация является режиссёрским языком.

Моделлер

Наверное, одна из самых трудных специальностей, поскольку здесь нужно придумать не только, как будут действовать и ходить персонажи, но и кто будет это делать. С помощью 3D графики дизайнер создаёт модели, и это не просто одна объёмная фигурка. Моделлер может создавать одного персонажа, но количество предоставленных аниматору моделей этого объекта неограниченно, поскольку нужно учитывать развитие этой фигурки на протяжении проекта.

VFX-продюсер

Эта сфера выделяется от остальных тем, что она не совсем связана с художественной работой. Продюсер визуальных эффектов, или VFX-продюсер, отвечает за производство компьютерной графики. Для визуального представления идеи продюсер нанимает художников, которые делают сториборд (раскадровку), пайплан (раскадровку компьютерной графики). Важно понимать, что VFX-продюсер привлекается только в проекты с большим количеством компьютерной графики.

Как стать VFX-дизайнером

Необходимые знания и навыки в профессии

Знания основ живописи желательны, но не категорически необходимы. Эта профессия требует компьютерной грамотности больше, чем художественной.

Для создания любого эффекта нужно овладеть необходимым для этого инструментарием и научиться пользоваться программами, которые позволяют создавать анимацию, 3D модель или свет изображения. Специалисты VFX общего профиля обычно используют программу Houdini. Для моушн-графики предпочитают Adobe After Effects, которая позволяет решать различные задачи.

Каждый раз когда VFX-дизайнер получает новый заказ, он не может применить старые шаблоны, приходится создавать работу с нуля.

В этой профессии нужно много работать и при этом не отменять творческий подход. Сложность специальности заключается в создании проекта. Заказчик редко точно знает, что он хочет получить.

VFX-дизайнеру нужно создать то, чего ещё раньше не видел зритель, при этом его замысел должен вписываться в идею проекта.

Где учиться

Большинство представителей в этой индустрии не получали профессионального образования: Роджер Гайет (почти вся современная эпопея «Звёздных войн»), Пол Кавана («Аватар»,«Железный человек», «Гарри Поттер»), Патрик Табач («Звёздные войны», «Звёздный путь») и многие другие. Действительно, научить творческой профессии нельзя, но дать практическую базу возможно, поэтому совсем без учёбы будет непросто. Когда в названии вашей работы стоит слово “дизайнер” или “художник”, предполагается, что вы умеете рисовать. Нужно постоянно обновлять свой инструментарий и следить за новыми технологиями, чтобы оставаться востребованным специалистом. 

Следить за всем рынком очень непросто, поэтому для начала лучше пройти обучение. Есть несколько подходов к получению образования по VFX-дизайну.

Государственные вузы:
  • МосГУ;
  • МИСиС;
  • МЭИ;
  • Институт бизнеса и дизайна;
  • РГСУ;
  • Южно-Уральский государственный университет;
  • СПбГУ;
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

Часто в государственных вузах обучение VFX-дизайну входит в направление “Графический дизайн”. Уже в студенческие годы дизайнер может начать работать. Порой качественные специалисты не заканчивают государственные учреждения, а проходят курсы:

  • Школа компьютерной графики Realtime;
  • Школа кино и телевидения “Индустрия”;
  • Британская высшая школа дизайна (на русском языке)
  • Московская школа кино (Курс VFX Artist);
  • Школа Scream School (Курс VFX в играх )
  • Московская школа нового кино;
  • Санкт-Петербургская школа нового кино.

Как устроиться на первую работу

Работа специалистом по визуальным эффектам возможна как на постоянной основе в студии, так и на фриланс площадках. В самом начале пути нужно собрать разнообразное портфолио, которое позволит зарекомендовать специалиста к работе на студиях или в крупнобюджетных проектах. Работать можно и удалённо, и в офисе.

Большинство VFX-дизайнеров предпочитают устраиваться в студии по разработке видеоигр или киностудии. В них всегда есть работа и не приходится обсуждать оплату, составлять техническое задание и прочее.

Наработка опыта

Существует множество фриланс бирж, на которых начинающий VFX-художник может собрать портфолио. Частные заказы позволяют не только наработать опыт, но и понять к какой разновидности vfx-дизайнер может себя отнести. В большинстве на фриланс площадках ищут колористов, composting artis и аниматоров, зарплата VFX-специалиста на фрилансе зависит от количества работы и его собственной квалификации.

Также начинающий специалист может пройти курсы, которые позволяют получать образование и при этом сразу применять приобретённые навыки. В процессе обучения будущий дизайнер создаёт своё портфолио, с которым может зарекомендовать себя.

Профессиональная карьера VFX- дизайнера

Обширный инструментарий позволяет автору визуальных эффектов оставаться востребованным в разных сферах. Данная специальность считается новой, а работников и тем более профессионалов в ней мало. Поэтому компании высоко ценят VFX-дизайнеров и предоставляют им хорошие условия труда в различных направлениях.

Кино

Одной из основных сфер занятости VFX-специалиста является киноиндустрия. Кроме очевидных примеров использования графики таких как «Трансформеры», «Аватар» или «Первому игроку приготовиться», в кино используются так называемые “невидимые” VFX-эффекты. Практически у каждого фильма есть художник по компьютерной графике. Колористы, лайтеры, текстурные художники работают с итоговым изображением, убирая лишние элементы на изображении. Но опять же, каким бы профессионалом дизайнер ни был, сделать из бракованного изображения качественное практически невозможно. Также и с графикой: плохой или лишний эффект видно сразу, поэтому VFX-художнику нужно учитывать общий замысел картины, чтобы его работа стала единым целым с общим изображением фильма.

Видеоигры

Активно набирающий обороты мир игровой индустрии с радостью принимает художников визуальных эффектов. Важно не путать VFX-дизанера с геймдизайнером. Один создаёт визуальный приём, другой – игровой мир. В большинстве современных видеоигр используется компьютерная графика с целью создания максимально реалистичной работы механики игры. Тут можно вспомнить “Red dead redemption”, “The last of us”, перезапуск “God of War” и многие другие. В этих играх мы не только ощущаем комфортный движок и механику, но также отмечаем “графику”. Это слишком широкое понятие, под словом “графика” скрывается качественная работа геймдизайнера и VFX-специалиста.

Мультфильмы

Естественно, мультипликационные студии стали активно приглашать художников компьютерной графики разных специальностей. В мультфильмах используются практически все сферы VFX-дизайна: от колориста, лайтера, ригера до моделлера и аниматора. В частности, большую востребованность получил в этом жанре специалист по камера-трекингу, то есть, грубо говоря, оператор в трёхмерном мире.

Реклама

В этом непростом мире люди готовы практически на всё, чтобы удержать зрителя у экрана. Сначала может показаться, что работа VFX-дизайнера здесь не так важна, но все “райские наслаждения” и красиво льющаяся карамель и сладкий дымок из открытой банки газировки в большинстве своём являются работой художника по визуальным эффектам. Поэтому недооценивать рекламу нельзя. Здесь нужны практически все.

Массмедиа/платформы

Многие шоу, выходящие на ТВ или стриминговых платформах, также пользуются услугами VFX-дизайнера. Это могут быть всплывающие анимации на заставке или постпродакшн (обработка) отснятого материала.

Зарплата VFX-художника

Так как работа VFX-дизайнера многофункциональна, конкретной суммы заработка в этой специальности нет. При этом автор визуальных эффектов получает высокую зарплату. К примеру, VFX-продюсер или начальник отдела разработки эффектов в среднем получают от 200 тысяч рублей в месяц.

В среднем зарплата VFX - специалиста по России от 70 до 150 тысяч рублей. Также многое может меняться от сферы работы, к примеру в крупнобюджетных проектах художники эффектов в зависимости от своей направленности получают разные гонорары.

×