Как написать рецензию на фильм?

Московская школа кино

Недавно в Московской школе кино прошел мастер-класс кандидата искусствоведения и куратора программы «Практическая кинокритика» Всеволода Коршунова. Всеволод рассказал, чем на самом деле занимаются кинокритики, объяснил, зачем всегда берет с собой в кино блокнот и назвал самые частые ошибки при написании рецензий.


Кинокритики критикуют?

С термином «критика» вообще много проблем. «Я тебя критикую» — значит я вижу негативные черты твоей работы или личности. Но значение слова критика не про оценку, тем более негативную. Греческое κριτική  означает «разбирать». Поэтому первое, что делает критик — разбирает, а уже второе  — оценивает. Оценивать вообще не обязательно, это уже по желанию автора. Но когда разбор полностью заменяется оцениванием — это неправильно. Я, например, могу быть раздражен каким-то фильмом, могу испытывать праведный гнев, но я не могу взять, вылить этот гнев в рецензию и поставить точку. Вместо этого надо разобраться, почему фильм вызывает такую реакцию у части аудитории. Цель критика — понять, что в фильме работает, а что нет. Разобраться, как фильм вписан в исторический, кинематографический контекст и рассказать об этом зрителю.


С чего начинается анализ фильма?

Анализ начинается уже во время просмотра. Обычно я смотрю фильм с блокнотом, где делаю заметки. Пишу их как курица лапой, бывает, не могу потом разобраться, но всё равно пишу, потому что это важно. Когда вы анализируете  фильм, который доступен по подписке, всегда есть возможность вернуться к нему и пересмотреть. Но такой возможности нет ни на кинофестивале, ни после пресс-показа. На фестивалях иногда приходится смотреть 5-7 фильмов в день, и вечером я едва могу вспомнить первый фильм. И если бы не зафиксировал важные мысли в своей папке-планшете, никогда бы о них не вспомнил.

Когда есть возможность посмотреть фильм несколько раз — ей надо воспользоваться. Мы часто шутим, что первый просмотр фильма — это на самом деле второй просмотр, а то и третий. Во время первого просмотра мы в основном обращаем внимание на сюжет, не уделяя должного внимания визуальной, аудиальной, интертекстуальной и другим составляющим. Я обожаю пересматривать кино, но чаще всего этой возможности нет, и на помощь приходят те самые заметки в блокноте. Фиксировать надо все: зеленую шапочку, красную сумку, надписи, номера, возникающие ассоциации. Неизвестно, что именно потом пригодится. Не стоит доверять своей памяти. Я многократно обжигался на мысли «это я точно запомню». Когда мозг перенасыщается информацией, детали вылетают из головы — поэтому я фиксирую все.


ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ РЕЦЕНЗИЙ:


1. Критиковать, а не разбирать

Я не пишу ни положительных, ни отрицательных рецензий. Мне всегда сложно, когда в какой-нибудь фестивальной таблице надо оценить фильм по шкале или когда «Кинопоиск» автоматически окрашивает отзыв в красный или зеленый цвет, делая его условно положительным или отрицательным. Я пытаюсь проанализировать фильм со всех сторон, не ставя ему оценку. Например, недавно на Кинотавре меня вывел из себя один фильм, хотя его снял выдающийся режиссер. Фильм на самом деле замечательный и профессиональный. Но есть вещи, за которые мне захотелось его эмоционально поругать, при этом я всегда стараюсь не подменять анализ субъективной оценкой. Оценка возможна только в том случае, если она добавляется к анализу, но не заменяет его.  


2. Писать о впечатлениях вместо интерпретаций

Вторая ошибка — вместо интерпретации выдавать никак не обработанные впечатления. Писать через «я почувствовал», «я был впечатлен», «вот такие вот эмоции фильм во мне вызвал». Это как раз то, что мы обычно читаем в пользовательских рецензиях на «Кинопоиске». Профессиональная рецензия строится на осмыслении, а не на эмоциях. 


3. Искать ответ на вопрос «что хотел сказать автор?»

Третья ошибка —  вспоминать школьные годы и пытаться ответить на вопрос «что хотел сказать автор». Если я хочу узнать, что он хотел сказать, я могу пригласить его на интервью и спросить. Если автор уже умер, я могу пойти в архив, взять его мемуары, дневники, письма, найти информацию о создании фильма и понять, что же он хотел сказать. Но это будет один из десятков вариантов осмысления фильма. Сама постановка этого вопроса никак не связана с анализом. Мне важно понять, что говорит сам фильм, а часто он говорит вопреки автору. Или говорит что-то большее, чем вкладывал автор.

Поэтому важно работать с материалом, пытаться разобраться в том, как устроен фильм, какова структура истории и какой у фильма контекст. Очень важно расширять свой взгляд на фильм, выходить за пределы рамки экрана. Реконструировать интенцию  автора — самый скучный и самый неинтересный подход, в этом случае фильм даже необязательно  смотреть. 


4. Пытаться рассказать сразу обо всем

Четвертый пункт — пытаться написать в рецензии обо всем понемногу. Когда мои студенты только начинают писать рецензии, это часто выглядит так: пересказ сюжета, рассказ о режиссере, рассказ о главной идее фильма, упоминание операторской работы и еще обязательно пара слов про музыку. Получается универсальная структура, которая будто бы подходит для любого фильма. И это очень обидно, ведь у каждого фильма своя собственная структура и к ней нет какого-то единого подхода. К каждому фильму надо искать собственный ключ. Лучше всего сфокусироваться на чем-то одном, что существенно именно для вас. Писать обо всем сразу — это писать ни о чем. 


5 (возмутительная ошибка). Не вычитывать тексты

Я часто встречаю невычитанные тексты и это моя боль. Грамматические ошибки, опечатки, плывущие абзацы и шрифты, разный размер букв, повторы мысли — все это остается в тексте только потому, что его забыли вычитать. Текст надо вычитывать и желательно не один раз. В идеале, тексту нужно полежать сутки после того, как вы его написали. Потом вы смотрите на него свежим взглядом и оказывается, что текст надо немножко полечить — поправить падежи, убрать повторы и опечатки или даже переформулировать мысль.


За год обучения на программе «Практическая кинокритика» вы разберетесь в современном кинопроцессе и кинематографиях разных стран, прокачаете навыки написания текстов в различных аналитических жанрах, научитесь ориентироваться в фестивальном движении и поймете специфику каждого из крупных мировых и российских фестивалей, разберетесь в процессе создания собственного фестиваля, цикла показов, ретроспективы, а также научитесь программировать контент для различных площадок. 

Набор на программу «Практическая кинокритика» открыт.