Кинокритики на 32-ом «Кинотавре»

Московская школа кино

В этом году студенты под руководством редактора, киноведа, кандидата искусствоведения, куратора программы «Практическая кинокритика» и интенсивного курса «История кино» Всеволода Коршунова посетили 32-ой открытый кинофестиваль «Кинотавр». 

Будущие кинокритики познакомились с представленными конкурсными работами, проанализировали их и подготовили рецензии для части фильмов.



КИНОТАВР. ОСНОВНОЙ КОНКУРС. 


Кинокритик: Дарья Бурнашева

Фильм: «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики

Главный приз 32 ОРКФ «Кинотавр».


Может ли страх сопровождать любовь? Библейское послание к Коринфянам говорит, что нет, а главная героиня фильма Саша считает, что еще как может. «Что если ты прожил всю жизнь с кем-то и понял, что это не то»? И правда страшно. Но еще страшнее, что можно получать кучу знаков, видеть кошмары и даже встретить не особенно-то счастливого себя «из будущего», но все равно почему-то оставаться «не с тем».

Николай Хомерики снял красивый и полный метафор фильм про предопределение и безуспешность борьбы с ним. Готовьтесь — будет грустно. 



Кинокритик: Амалия Бабаян

Фильм: «Оторви и выбрось», реж. Кирилл Соколов


Мать выходит из тюрьмы и решает забрать свою подросшую дочь у деспотичной бабушки, но бабушка любимую внучку отдавать не собирается. Мать с ребенком сбегают, а бабушка с влюбленным в ее дочь полицейским отправляется за ними в погоню.

Как и предыдущий фильм Кирилла Соколова («Папа, сдохни»), новый тоже посвящен теме семейных ценностей. Но на этот раз история получилась сугубо женская, а действие происходит не в рамках квартиры, а за ее пределами. Зрителя ждет переписанная история о «Красной шапочке», где бабушка — антагонист, волк в ее подчинении, а дом — тюрьма, от которой мать пытается спасти и себя, и дочь. Только сказка эта не для детей, а для родителей, которым порой свойственно их недооценивать. 



Кинокритик: Анна Константинова

Фильм: «Герда», реж. Наталья Кудряшова


Почти безэмоциональная Лера заботится о своей ментально нездоровой матери и проводит бесполезные соцопросы населения, чтобы получить хорошую оценку в ВУЗе. По ночам девушка превращается в Герду: танцует стриптиз, отчаянно рискует, помогая другим, и дружит со странным художником-могильщиком. А вообще она, как наверное и мы все, просто пытается понять, кто она такая и какой у нее путь. Фильм метафоричный и буквальный одновременно. Рекомендую к просмотру тем, кто заблудился, и желаю найти свою дорогу.




Кинокритик: Диана Агаларови

Фильм: «Подельники», реж. Евгений Григорьев

«А можно просто снегом стать».

ЖинЖин


Ироничная драма, пестрящая шаблонами о жизни глубинки, с первых сцен располагает к себе зрителя. Молодая супружеская пара Петр и Настя едут прочь от городской суеты: он биатлонист, она биолог. Они еще не знают, что принесет им путешествие на малую родину Петра.

На первый взгляд ничем не примечательные, унылые сцены сельской жизни таят в себе секреты, в которых копаться не хочется никому кроме любопытной жены Петра. А наводящая тоску на зрителя атмосфера рассеивается благодаря врывающимся в повествование музыкальным вставкам с сольным номером Павла Деревянко или печальными портерными кадрами других жителей села под патриотическую песню «Священная война».

Фильм высмеивает как советские стереотипы (облитый краской памятник Ленина на центральной улице), так и уже избитый для современного русского кино жанр спортивной драмы — в фильме показана история не добившегося успеха биатлониста.

Это фильм-дебют режиссера-документалиста Евгения Григорьева в игровом кино. Подглядывая из запотевших окон и в бинокль за своими героями, Григорьев снижает градус драмы. И трагическая развязка совершенно не пугает зрителя, а лишь наводит на мысль: как бы поступил(а) я.



Кинокритик: Даниил Ляхович

Фильм: «Нуучча», реж. Владимир Мункуев


Середина XIX века. В бедную якутскую семью подселяют русского арестанта, который постепенно становится хозяином положения. «Нуучча» — мощное высказывание о человеческой природе, в которой нет-нет, да и таится зверь. Что у русского, что у якута. И нет среди них правых и виноватых.

Фильм будет особенно интересен любителям мифологии и северной природы. Зачем его смотреть? Чтобы прочувствовать трагедию бесправного человека на фоне головокружительной красоты якутской природы.



Кинокритик: Анна Константинова

Фильм: «На близком расстоянии», Григорий Добрыгин


Местами абсурдная трагикомедия о необщительной актрисе и изобретательном курьере в реалиях пандемии. Бывшая кинодива берет под свою опеку больного мигранта для того, чтобы… а для чего?

Вам будет тревожно, любопытно, непонятно и смешно. Этот фильм — прекрасная демонстрация того, что все мы не те, кем кажемся, и что у каждого свои «тараканы».

Смотреть всем и каждому в ненастный и трудный день — эффект как от ванны с пеной.



Кинокритик: Игорь Дорогов

Фильм: «Молоко птицы», реж. Евгений Марьян

Приз за операторскую работу на «Кинотавре».


Дебют молодого режиссера Евгения Марьяна. Перед показом он предупредил, что не стоит ждать от картины архи-сюжета, что это фильм о мироощущении и личных конфликтах, пережитых режиссером в детстве и отрефлексированных на экране. 

Сюжет и правда не играет значимой роли. Это история молодого парня по имени Андриан, живущего в непризнанной республике Приднестровье. Он мечтает уехать в Италию, но связь с криминалом и семейные трудности не дают осуществить побег. Как говорится, от себя не убежишь. 

Картина содержит такое количество важных для России тем, что найдет отклик у разного зрителя. Это можно считать успехом режиссера-дебютанта, ведь если вернуться к его словам про мироощущение, именно этого он и хотел. Здесь и проблемы российского колониализма поверх сепаратизма; и подростковая жестокость, ведущая к страшнейшим последствиям; и Эдипов комплекс, идущий нога в ногу с юношеским максимализмом; есть и христианские метафоры, некоторые настолько лобовые, что могут вызвать недоумение. И все вместе это и главный минус картины. От такой громоздкой конструкции фильм рвется там, где тонко. 

В прокате с 21 октября. 



Кинокритик: Анастасия Гончарова

Фильм: «Общага», реж. Роман Васьянов

«В чем сила, брат?

Знакомый зрителю по интервью Юре Дудю (выпуск про русский Голливуд) оператор Роман Васьянов снял свой первый полнометражный фильм уже как режиссер и получил за него приз за лучший дебют на «Кинотавре». «Общага», в основе которой лежит роман Алексея Иванова «Общага-на-крови», рассказывает о пятерых друзьях-студентах, живущих в общежитии Свердловского университета в 80-е. 

Режиссер десакрализирует время позднего СССР, которое так любят романтизировать многие (особенно там не жившие), и выдает сегодняшнему зрителю неутешительный вердикт: выживут только подонки. 

В начале фильма друзья поднимают тост «за то, чтобы мы всегда слушали свою совесть и никогда не стали мразью», но, кажется, почти все сразу об этом забывают. Пронзительный, красиво снятый фильм-антиутопия с князем Мышкиным в главной роли.



Кинокритик: Дарья Бурнашева

Фильм: «Дунай», реж. Любовь Мульменко


Москвичка Надя убегает на недельку от работы в Белград и в первый же вечер влюбляется в серба Неша. Он ведет полубродячий образ жизни, зарабатывает уличным жонглированием и имеет свой особенный взгляд на такие понятия как «жизнь» и «свобода». 

Недельный отпуск оборачивается приключением, меняющим жизнь. И Нади, и, хочется верить, зрителя. Потому что фильм не вторит ромкомам из начала 2000-х, где героиня бросается в новые отношения и тут же находит «себя настоящую». Фильм дает разрешение попробовать и отказаться, которого нам часто так не хватает.



Кинокритик: Алла Русскина

Фильм: «День мертвых», реж. Виктор Рыжаков


Лирическое роуд-муви от режиссера и художественного руководителя московского «Современника» Виктора Рыжакова. По сюжету фильма в православную «родительскую субботу» мама (Агриппина Стеклова) с сыном (Александр Паль) отправляются навестить умерших родственников. От кладбища к кладбищу становится ясно, что визит к последней могиле оттягивается не просто так. 

Фильм «День мертвых» выходит за рамки привычной картины, благодаря театральности и глубоким, ярким диалогам. Рекомендую этот фильм тем, кому необходимо порефлексировать на тему семейного прошлого, свободного настоящего и туманного будущего. Прожить те моменты, которые четко отображены героями и ситуацией, в которой они оказались на пути к своим мертвым.



Кинокритик: Даниил Ляхович

Фильм: «Капитан Волконогов бежал», реж. Наташа Меркулова и Алексей Чупов


Ленинград 1938-го года. Грядет волна чисток среди чекистов. Капитан Волконогов (Юра Борисов) осознает, что вскоре и он попадет под раздачу и сбегает, чтобы потом вымолить прощение у родственников своих жертв. Картина Меркуловой и Чупова — эстетская драма о том, что ад уже здесь, а покаяния палачей перед жертвами так и не случилось.

Фильм для любителей Балабанова и Германа, поклонников Shortparis и чувствующих вину за прошлое страны. Зачем смотреть? Чтобы вытравить из себя гопника: того, кто давит слабых и пресмыкается перед сильными.



Кинокритик: Игорь Дорогов

Фильм: «Медея», реж. Александр Зельдович

«И сон наступил, 

и наступил сон.

Остался один, как в Коринфе Ясон».

Макулатура


Новый фильм Александра Зельдовича, молчавшего одиннадцать лет. Что же он сказал в своей интерпретации мифа о Медее, перенеся события в современные Россию и Израиль? 

Он рассказал историю девушки, которая безумно любит своего мужчину. Причем настолько безумно, что не отдает себе отчета в безрассудных действиях и в буквальном смысле сходит с ума. Перечислять все события фильма не стоит, хоть и каждый, кто читал в детстве мифы Древней Греции, знает, чем закончится эта пафосная трагедия. И да, фильм портит именно пафос повествования.

Помимо невероятно красивого изображения и прекрасного саундтрека, за который композитор Алексей Ретинский получил на «Кинотавре» приз, от фильма веет духом такой крепкой претенциозности, что хочешь не хочешь станешь адептом учения людей с СПГС.

Это картина о страшной силе любви, о ее пагубном влиянии на жизнь человека, не способного обуздать свои внутренние стихийные бедствия, которые, вырвавшись наружу, могут погубить и тех, кого ты так любишь.

В прокате с 14 октября.




КОНКУРС. КОРОТКИЙ МЕТР


Кинокритик: Амалия Бабаян

Фильм: «Как в Венеции», реж. Василий Зоркий


Организатор праздников Петр получает срочный заказ от олигарха Антона Орехова. Нужно устроить вечеринку в итальянском стиле в честь дня рождения его жены. Всё должно быть готово уже к вечеру. По иронии судьбы у Петра тоже сегодня день рождения, но он вынужден взяться за задание. 

Конечно же, дело не обходится без многочисленных абсурдных корректировок от капризной жены Орехова. В какой-то момент чаша терпения вымотанного Петра переполняется, он высказывает олигарху свое недовольство и отказывается от работы. Но ситуация разрешается совершенно неожиданно. 

Фильм Василия Зоркого снят в формате скринлайф — все действия происходят на рабочем столе Петра. Переписки и видео-созвоны с членами команды и клиентами, разработка сценария мероприятия, оформление пригласительных и так далее. Хоть картина и не сопровождается субтитрами, читать с экрана придется немало, но это того стоит.


Кинокритик: Анна Константинова

Фильм: «Собирайся, поедем на праздник», реж. Ламара Согомонян


Немного тошный фильм о тайном этапе взросления девочек на Северном Кавказе. Природа в фильме буквально плачет, а столичная гинеколог Майя сталкивается с варварским женским обрезанием. Что победит: человеколюбие, сила многовековых традиций или здравый смысл?

Рекомендую к просмотру всем, кто готов столкнуться с этическими вопросами и ужасами бытия.


Кинокритик: Дарья Бурнашева

Фильм: «По разные стороны», реж. Дарья Лебедева


Под окнами Ивана шумят митингующие, а в дверь звонит девушка с разбитой губой и просит о временном укрытии от полиции. Она говорит, что просто шла мимо и «получила» по ошибке.

Ситуация усугубляется тем, что сам Иван — оперуполномоченный. Между героями быстро завязывается саркастический диалог о принципах, который прерывается, когда в дверь звонит ОМОН. 


Кинокритик: Алла Русскина

Фильм: «Хорошая девочка Лида», реж. Антон Елисеев

Главный приз в конкурсе короткометражных работ на 32-м кинофестивале «Кинотавр».


Режиссерский дебют Антона Елисеева — это ироничное лавстори о молодой паре из деревни, Боре и Лиде. По сюжету, когда Боря (Владимир Мелихов) был на работе, Лидочка (Виктория Лемешенко), войдя в лирическое состояние, как и полагается эмоциональной и влюбленной девушке, решила встретиться с подругой под бокальчик чего-нибудь. И понеслась.

Фильм получился смешным и добрым, ведь Боря и Лида это все мы в юности. «Хорошая девочка Лида» — отличный шанс вспомнить о чем мы мечтали, когда были юными и понять сбылось ли. Фильм о том времени, когда чувствуешь себя уникальным ведь, цитируя главную героиню: «Мы ведь необычные с тобой, а все остальные дураки».


Кинокритик: Анна Константинова

Фильм: «Марш», реж. Владилен Верный


Картина, в которой умело отражены реалии современной школы и отношения взрослых и детей.

Внезапно появившаяся физра в день оппозиционного митинга и ребяческая провокация — уже почти будничные вводные. А разговор родителей и директора мог бы стать занимательным анекдотом, но вылился в столкновение двух реальностей: пугливого замалчивания и агрессивного наезда. Пожинать плоды – конечно детям.

Смотреть рекомендую всей семьей. И напоминаю, язык — самое могучее оружие.


Кинокритик: Анастасия Гончарова

В конкурсе короткого метра показали три картины внешне совершенно разные, но объединенные одной темой — мечта и пути ее достижения.

Фильм: «Все смотрят на тебя», реж. Кузя Васильева


Юная балерина подается в вебкам, чтобы накопить денег на оплату путешествия в Париж. Кажется, что это слишком наивный сюжет, но он компенсируется важной проблемой, которую поднимает фильм — как много женщины делают друг другу зла (мать героини, ее учительница, сестра бойфренда). Луч света в этом темном царстве — молодое поколение, которое, как и в популярном сериале Sex Education от Netflix, несет в себе совсем другие идеалы. Молодо, зелено, жизнеутверждающе.


Фильм: «Накипь», реж. Сергей Малкин


Провинциальный парень встречает свою бывшую, которая ненадолго приехала в родной город из столицы, и пытается вновь окунуться в водоворот любви. Замечательный актерский состав (Данил Стеклов и Дарья Жовнер), работа с цветом и метафора неудавшихся отношений как сломанной стиральной машинки, располагает к честному диалогу с самим собой. Где поставить запятую во фразе «чинить нельзя выкинуть»?


Фильм: «Скрытый космос», реж. Денис Виленкин, Антон Фомочкин


Молодой бизнесмен не может жить без космоса. В этом фильме про «вчера» есть все, что необходимо «сегодня»: сладостная ностальгия, чудесная психотерапия (режиссер Иван И. Твердовский в роли психотерапевта) и чистое одиночество интеллектуала в большом городе. Главный персонаж то и дело возвращается в детство, от того и в финале эмоциональный выход получается немного детским, но очень искренним. Сила где-то во вселенной, между Скульптором и Живописцем, а еще в любви.



СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗ


Кинокритик: Амалия Бабаян

Фильм: «Мама, я дома», реж. Владимир Битоков


Водительнице автобуса Тоне, живущей на окраине Нальчика, приходит похоронка. Сын Женя, служивший в составе частной военной компании, трагически погиб в Сирии. Тоня отказывается верить в смерть сына и начинает стучаться во все двери, требуя срочно организовать его поиски.

«Мама, я дома» — не очередная история о скорбящей матери, тяжкой жизни в российской глубинке или протесте против системы, как может показаться на первый взгляд. Новый фильм Владимира Битокова — симбиоз «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха и «Подмены» Клинта Иствуда — скорее история о душевном разладе и борьбе с самим собой.


Кинокритик: Диана Агаларови

Фильм: «Купе номер шесть», реж. Юхо Куосманен


Попадались ли вам хорошие попутчики в поезде? А те, кто с первого взгляда казались плохими? Финский режиссер Юхо Куосманен в своем новом фильме «Купе номер шесть» советует сначала получше приглядеться к соседям по купе, а уже потом давать им оценку.

Конец 90-х, студентка из Финляндии Лора (Сейди Хаарла) садится в поезд Москва — Мурманск, чтобы увидеть загадочные петроглифы. В купе с ней оказывается болтливый шахтер Лёха (Юра Борисов). За время долгой дороги двое незнакомых людей, истосковавшихся по нормальным человеческим отношениям, потихоньку сближаются под надзором строгой, но колоритной проводницы.

Комические приключения молодых людей на суровом севере растапливают зрительские сердца. Высмеивая шаблонное представление о национальностях героев, Куосманен показывает русских в лучшем свете, чем своих соотечественников. А затем просто рекомендует насладиться происходящим под лирический хит из 80-х Voyage, Voyage, отражающий тонкую натуру брутальной на вид героини. Или под блатной «Владимирский централ», раскрывающий сущность таинственного спутника Лоры.

В финале, оставив героиню в залитой солнечным светом машине, без намека на былую мрачность в ее жизни, режиссер дарит зрителю надежду, что все может быть лучше. Нужно лишь встретить человека, который стал бы проводником в новый лучший мир.


Успейте подать заявку на интенсивный курс «История кино» и узнать подробнее о программе «Практическая кинокритика»!