Правила жизни: Илья Демин

Московская школа кино

Знакомство с фильмом начинается со сценария.  Очень важно, какое впечатление он производит. Если тебе что-то в сценарии показалось непонятным, это будет непонятно и зрителю. Ты никогда не снимешь так, чтобы прояснить все темные места сценария. Также не стоит надеяться, что зритель все додумает сам. Ничего он не поймет, если ты не намекнул. 

Обычно у молодых операторов, кроме красивых разговоров, ничего не происходит.  Внести что-то интересное в изображение нельзя чем-то одним: одной ручкой или одним фильтром. Ты можешь сделать это только набором средств: отказаться от такого-то цвета в костюмах, добавить такой-то цвет в освещение, добавить фильтр при съемках. Вместе эти пункты сработают, но один — нет. Это будет халтура. 

Актеры — большие, капризные дети, которые любят похвалу, сладкое, кофе, массажистов, вкусно есть, много отдыхать, обожают опаздывать. В общем, они любят все, кроме работы.  Но какие бы они ни были, оператору их надо любить, потому что именно оператора они считают своим первым зрителем. 

Актер не должен чувствовать себя на съемочной площадке, как на минном поле.  Он должен быть свободен, тогда он будет по-настоящему хорошо играть. Это не значит, что мы должны снимать на 360 градусов, но в определенных границах актер должен существовать абсолютно свободно. 

Режиссеры очень любят вмешиваться в операторскую профессию (например, советовать, какой объектив поставить) — не надо на это обижаться. 

Когда съемки закончились, режиссер сидит с монтажером и смотрит на ошибки:  кабеля в кадре, сигареты в разных руках и так далее. Ему не на кого накричать, некому пожаловаться. Поэтому ходите в монтажную. Прежде всего, чтобы просто поддержать. 

Не думайте о технике прежде, чем вы придумали фильм и стилистику его изображения.  Техника всегда вторична. Конечно, камеры, оптика и фильтры отличаются друг от друга, но по большому счету, разницы нет. Все это — железо. Только в твоих руках оно будет работать. 

Если посмотреть на работу большого оператора на площадке, он практически не отдает никому команды.  Он кивает, показывает жесты, говорит цифру или слово. И все его окружение его понимает. То есть хорошая команда понимает оператора с полуслова. 

Ругать надо наедине, а хвалить при всех. 

Обязательно давайте людям проявлять инициативу.  Бывает, что люди предлагают интересные вещи — прислушивайтесь. 

Оператор никогда не ругает другого оператора.  Максимум можно сказать: «Странное у него видение». Поэтому операторское братство такое сильное.

Подробнее о программе «Операторское искусство».