Аддис Гаджиев: «Главное для художника в кино – умение чувствовать!»

Московская школа кино

Студенты факультета «Художественная постановка» являются едва ли не самыми востребованными специалистами в стенах Школы. Их зовут к себе в команды для съемок проектов студенты всех факультетов. А школа, как известно, проекция большой индустрии. Что собой представляет эта профессия? Кто такой современный художник кино? Чем американское кинопроизводство отличается от российского? В чем специфика обучения этой профессии в МШК, и какие изменения ждут факультет в следующем году? Об этом и многом другом мы поговорили с новым куратором факультета Аддисом Гаджиевым, одним из самых востребованных российских художников-постановщиков.

Аддис, для начала расскажите немного о себе?

В кино я оказался случайно. Я родился в семье художников, мой отец и дед – известные графики-станковисты. С младых лет мне было уготовано пойти по их стопам: я посещал изо-кружок в Доме пионеров, затем поступил в художественное училище. Ну, а после – совершенно неожиданно для всех – во ВГИК вместо Института живописи им. Сурикова. Но именно это счастливая случайность позволила мне овладеть редкой, и не побоюсь этого слова, интереснейшей профессией!

А потом закрутилось: работа в кино и на ТВ, сценография (куда можно отнести и множество торжественных церемоний, концертов, спектаклей), съемки телевизионной рекламы (Аддис Гаджиев поставил около 2000 рекламных роликов для известных российских и зарубежных брендов – Прим. ред.). Сегодня эти проекты занимают самую весомую часть моего рабочего времени. Этому делу я продолжаю отдавать очень много своей творческой энергии.

Колоссальную роль в моем развитии сыграли люди, с которыми жизнь меня свела во время учебы и моей профессиональной деятельности. Среди них мой мастер Александр Борисов – народный художник России и академик Академии художеств, ныне здравствующий художник кино и театра, который сделал очень много для моего становления как творческой личности. Шавкат Абдусаламов – философ и художник кино, гуру! Борис Бланк – один из лучших художников кино и театра – потрясающий художник, гений! Валерий Левенталь – замечательный сценограф и художник, долгое время был главным художником Большого театра. Оскароносный режиссер Ролланд Джоффе и великий голливудский продюсер Марк Деймон, которые открыли для меня другую плоскость кинематографа. И конечно, мой отец Алтай Гаджиев – народный художник Азербайджана, прекрасный график и живописец, мой первый учитель, который проводил со мной много времени в студии гипсов и натуры, обучая меня основам композиции и выполняя со мной упражнения по копированию работ мастеров.

И это только некоторые люди, которое сыграли важную роль в моем профессиональном становлении, за что им всем большое спасибо!

Вы пишете картины, работаете в кино, театре, на телевидении, занимаетесь дизайном, рекламой, а теперь стали куратором факультета. Что вам ближе по духу?

Да, вы точно отметили, я пытаюсь выразиться во многих жанрах. По духу мне близко все – и написание картин, и создание графических листов, и создание дизайна передач, и работа в кино, и работа на ТВ. Видимо, я так устроен, что мне скучно заниматься чем-то одним, а хочется реализоваться и высказаться во многих областях искусства, и не только изобразительного… Открою секрет: я еще немного пишу и веду кулинарную передачу, так что вы перечислили не все, что меня увлекает в работе.

Я пришел в МШК, когда меня пригласили стать сокуратором рекламного брифа, над которым в рамках учебного проекта с агентством BBDO работали студенты – режиссеры, продюсеры, художники-постановщики, моушн-дизайнеры и т. д. В Школе есть такая практика, когда студенты работают над реальным заказом из индустрии, в условиях максимально приближенным к реальным. Я окунулся в эту жизнь, посмотрел на все изнутри и понял, что, наверное, это то место, где мне комфортно и я могу поделиться знаниями, имея для этого все возможности, как творческие, так и технические. Ну и конечно, для меня очень важно, что здесь чувствуется правильная «киноэнергетика», а вокруг много современных, практикующих и высококвалифицированных коллег, с которыми интересно работать. А потом уже я получил предложение присоединиться к команде в качестве куратора факультета «Художественная постановка». У меня есть много идей и планов относительно развития этого факультета. И я думаю, нам все удастся сделать!

Кто такой современный художник кино? Отличается ли профессия от той, которую вы получили в свое время? Влияет ли развитие компьютерных технологий на востребованность художников?

Как только первый пещерный человек взял в руки головешку из костра и нацарапал на скале изображение охоты на мамонта, он стал художником, и на протяжении веков он совершенствовался и развивался. Вместе с тем развивались жанры изобразительного искусства, проходя через эпохи и стили. Кино – сравнительно молодой жанр искусства, ему ведь всего-то 120 лет. Поэтому художник кино как профессия очень молода по сравнению с живописцами, графиками, монументалистами, театралами-сценографами и дизайнерами.

Но в то же время за 120 лет развития кинематограф серьезно изменился. Аккумулировав все, что было наработано веками эволюции, и впитав в себя возможности новых технологий, он изменил роль и значение профессии художника. Многие думают, что работа художника – это декорации или эскизы, но это заблуждение. Художник создает все, что увидит зритель на экране. Очень важен процесс преемственности от идеи, через эскизы и разработки, через съемки и постпродакшен до экрана. Участие художника и личное присутствие важно на всех этапах. Я даже на цветокоррекцию почти всегда приезжаю, а если не получается, даю свой бриф. Только так ты можешь транслировать свою первоначальную задумку на экран.

Художник кино из первоначального строителя нехитрых декораций с парой помощников-постановщиков с молотками в руках (как в «Рабе любви») превратился в творческого руководителя большого коллектива, называемого арт-департаментом, куда входят художники различных специализаций, строители с архитекторами, декораторы с бутафорами, реквизиторы с костюмерами и многие другие. Этому руководителю требуются обширные знания во многих смежных областях помимо искусства и кино.

Нельзя забывать, что за последние десятилетия мощно шагнули вперед компьютерные технологии. Это, безусловно, тоже не могло не повлиять на профессию художника кино. Сегодня многие проекты снимаются с небольшими декорациями, а иногда и совсем без них, и потом все «дорисовывается» на постпродакшне. Но роль и значение главного художника фильма от этого не уменьшаются. Меняется лишь инструмент реализации идей и задумок. И конечно, это накладывает дополнительную ответственность на художника кино, он должен прекрасно разбираться в возможностях современных компьютерных технологий.