Кино — зеркало стилей. Экспрессионизм.

Московская школа кино

Течение «экспрессионизм» появилось в период модернизма. В отличие от импрессионизма, который стремился передать впечатление от внешней формы, экспрессионизм обращался к внутренним переживаниям, и стремился выразить внутреннее состояние своего автора. Дословно латинское слово expressio означает «выражение». Австрия и Германия стали родиной нового течения в искусстве начала ХХ века, которое выразилось и в музыке, и в литературе, архитектуре, кино. Истоки немецкого экспрессионизма лежат в «постимпрессионизме», многие исследователи относят творчество Ван Гога именно к экспрессионизму. Свою картину «Звёздная ночь» художник писал по памяти в психиатрической лечебнице. Новые экспрессивные возможности цвета и линии позволили совершить переход от художественного воспроизведения действительности к выражению собственного субъективного состояния. 

Искусство — это художественное отражение действительности, и экспрессионизм стал реакцией социума на суровую современность: революции, итоги Первой мировой войны — все эти события вселяли страх и тревогу в среде художников. Превращение и трансформация бесцветной реальности в сгусток своих переживаний — так рождались картины воспаленного сознания экспрессиониста. Драматические полотна Джеймса Энсора, Эдварда Мунка и Винсента Ван Гога пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования и ужаса. 

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты кинематографа экспрессионизма, расцвет которого пришёлся на 1915-1925 гг. в студиях Берлина. «Пражский студент» (1913) Пауля Вегенера является одним из первых киноопытов в направлении. Мистический сюжет о допельгенгере исследовал темы самопознания с помощью кинематографических средств. Два главных фильма немецкого экспрессионизма — «Кабинет доктора Калигари» (1920) Роберта Вине и «Носферату, симфония ужаса» (1922) Фридриха Мурнау. В «... Калигари» декорации играют особенную роль: художники-экспрессионисты группы «Шторм» максимально исказили пространство диагональными композициями, нарушив все законы перспективы. Мистическая атмосфера в «Носферату» достигается благодаря визуальным находкам режиссера Ф. В. Мурнау. Контрастное освещение, эксперименты с соединением негативной и позитивной пленки, покадровая съемка и ускоренный монтаж погружают зрителя в мир страшного и неизведанного без помощи декораций. Многие кадры из этого фильма превратились в устойчивые цитаты, например, тень графа Орлока, крадущегося в дом.

Современное кино использует приемы экспрессионизма преимущественно в хоррорах и научной фантастике. Экспрессионистские методы искажения реальности помогают усилить напряженную атмосферу и воплотить на экране мир фантазии в работах Гильермо дель Торо, Ридли Скотта, Терри Гиллиама и, в особенности, Тима Бертона. За Бертоном прочно закрепилась слава любителя мистики и темной тональности. Герои его историй — монстры или отшельники, непонятые обществом, страдающие раздвоением личности, погруженные в свои переживания («Эд Вуд», «Эдвард руки-ножницы» и даже маленький изобретатель Виктор Франкенштейн из «Франкенвини»). У режиссёра можно найти целый набор экспрессионистских приёмов — темные тона, контрастное освещение, синие и голубые оттенки, нереальные телесные трансформации живых существ. Экспрессионизм позволил кинематографистам мыслить целостно: создавать кинокадр из разных элементов, соединяя актерскую игру с декорациями. Образное воздействие — главное открытие этого направления для кинематографа.


Выдержка из мастер-класса куратора программы «Художественная постановка» Аддиса Гаджиева в ММОМА.

Статья отражает личную и субъективную точку зрения автора.

×