Кино — зеркало стилей. Футуризм.

Московская школа кино

Футуризм — это культ будущего, отрицание настоящего и прошлого. 

Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти в 1909 году опубликовал «Манифест Футуристов» в газете «Фигаро» — программный текст направления был адресован молодым итальянским художникам. Поэтика футуризма — это право на авторскую орфографию, словотворчество, скорость, ритм, грамматику. В нем главенствуют пафос разрушения и взрыва — война и революция становятся омолаживающей силой одряхлевшего мира. Фотоаппарат и кинокамера призваны заменить несовершенство человеческого зрения. Джакомо Балла, Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилла Прателла — все они были причастны к развитию направления. 


7495239704604e7007909aa870eb7de6.jpg


Футуризм в кино — это автономное искусство, формально антиреалистичное, динамичное, обладающее большой визуальной силой. Первым авангардным кинофильмом по праву считается российская 20-минутная лента «Драма в кабаре футуристов № 13» (1913), в производстве которого были заняты видные футуристы Москвы — Владимир Касьянов, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Владимир Маяковский, братья Бурлюки. Итальянский футуризм начала ХХ века во многом стал ориентиром для западной культуры. Антон Джулио Брагилья проводил фотографические эксперименты и был автором теоретического осмысления футуризма в фотографии. Его режиссёрский дебют «Таис» (1916) — единственный хорошо сохранившийся итальянский футуристический фильм. Футуризм отрицал все существующие декорации и предметный мир, предлагал этот мир разрушить и требовал взамен чего-то революционного. Это интересное, самобытное явление нашло отражение в кинофантастике: «Гаттака», «Пассажиры», «Пятый элемент», «Аватар», «Чужой» с эстетикой Гигера, «Бегущий по лезвию», и «Аэлита» Протазанова — все соединили в себе проявления этого направления в разных его формах. «Аэлита», к примеру, один из главных научно-фантастических фильмов эпохи немого кино, вдохновлен идеями русского футуризма. Это памятник советскому конструктивизму, легендарные образы и костюмы к которому создала «амазонка русского авангарда» — Александра Экстер. Архитектура марсианского города в фильме очевидно вдохновлена проектом башни Владимира Татлина. Важно отметить, что это не калька с футуристических образов, а оригинальные произведения, вдохновленные идеями стиля. Можно сравнить картину Северини «Мчащийся поезд» и бэтмобиль, или «Архитектонического Муссолини» художника Прамполини и Гигеровского «Чужого», «Пике над городом» Карры и «Метрополис» Ланга. Это все одна материя. Не только внешне, но и энергетически похожая на футуризм начала ХХ века.

Футуризм — это умение конструировать миры, конструировать революционно. Попытка взглянуть на будущее и увидеть грядущее невооруженным глазом. Будущее должно быть убедительным и «правдивым». В кино футуризм смог предвидеть будущие изобретения человечества, создать убедительную иллюзию будущего. Эпатаж, шок, скандал, превращенный в инсталляцию, — качества, необходимые современному кинематографисту как воздух. Но копировать работы футуристов на экране — пустое дело, важно уметь передать энергетику их произведений, внутренний протест, стремление к эпатажу. 


280x178_2.jpeg


Выдержка из мастер-класса куратора программы «Художественная постановка» Аддиса Гаджиева в ММОМА.

Статья отражает личную и субъективную точку зрения автора.

×