Кино – зеркало стилей. Сюрреализм.

Московская школа кино

«Черное рождается в самых потаённых глубинах души», — говорил Одилон Редон, протосюрреалист, вышедший из другого постимпрессионистского течения — символистов. Термин «сюрреализм» (от фр. surréalisme, буквально «сверхреализм», «над-реализм») впервые придумал и употребил Гийом Аполлинер в манифесте «Новый дух», опубликованный весной 1917 года. Выход манифеста был приурочен к премьере скандально известного балета «Парад»: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В «Параде», как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа». В живописи и графике это направление прочно связано с именами Одилона Редона, Джорджо де Кирико, Сальвадора Дали, Рене Магритта, Хоана Миро, Макса Эрнста и других. Сюрреализм отличался использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм и развивался более сорока лет: с 1920-х по 1960-е годы. Одним из основоположников течения считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма 1924 года. В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресии» (фр. «Les mamelles de Tirésias») 1917 года и было введено понятие «сюрреализм». 

Влияние сюрреализма на кинематограф было непродолжительным, но успело оставить серьёзный след. В первую очередь — культовый фильм Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пёс» (1929). В их же «Золотом веке» (1930) фигурировали все ключевые авторы-сюрреалисты: Макс Эрнст, Роланд Валентина Пенроуз, Валентина Гюго, Поль Элюар, Жак Брюниус и сам Бунюэль. Фильм «Раковина и Священник» (1928) Жермена Дюлака причисляют к этому течению, пересечение и взаимосвязь этих стилей очевидны в этом фильме. Творчество Луиса Бунюэля после его расхождения с Сальвадором Дали — хрестоматийный пример сюрреализма в кинематографе. «Виридиана» (1961) — магнум-опус, за который Бунюэль был отлучен от церкви, «Дневная красавица» (1966), «Скромное обаяние буржуазии» (1972), «Этот смутный объект желания» (1977) — почти во всех фильмах автор затрагивает тему снов и иллюзий, где возможна любая сюрреалистическая фантазия. «Черная луна« (1975) Луи Маля, «Голова-ластик» (1977) Дэвида Линча, «Дом» (1977) Нобухико Обояси, «Одержимая» (1980) Андрея Жулавски, «Алиса» (1988) Шванкмайера, «Сердце Ангела» Алана Паркера и «Звонок« (2002) Гора Вербински, к ним еще можно отнести «Мельницу и крест» (2011) Леха Маевски. Творчество Андрея Тарковского сюрреалистично по своей природе, его «Зеркало» — это фактически экранизация перемешанных снов и воспоминаний автора.

Уже в 21 веке, сюрреализмом вдохновляется режиссёр «Запределья» (2006) и «Клетки» (2000) Тарсем Синкх. Знаменитая сцена с разрезанием глазного яблока в “Андалузском псе” перекликается со сценой в «Клетке» Сингха, где разрезается туловище лошади полотнами стекла и зритель видит биение еще теплого сердца, зажатого между двух стекол. Разве это не сюрреализм? Какую дату все таки считать окончательной в истории направления? Музей современного искусства имени Помпиду говорит о 1939 годе, некоторые искусствоведы связывают конец течения, как организованного явления, со смертью Андре Бретона в 1966 году. Кто-то приравнивает смерть Сальвадора Дали в 1989 году к смерти сюрреализма. Но, так или иначе, явление переродилось в 80-е и позже в «неосюрреализме». И сегодня продолжает перемещать реальное в иллюзорное пространство, что нам необходимо позаимствовать для своих кинематографических экспериментов.


Выдержка мастер-класса куратора программы «Художественная постановка» Аддиса Гаджиева в ММОМА.

Статья отражает личную и субъективную точку зрения автора.