Трейлер — это общение со зрителем: эксперт об особенностях монтажа кинотрейлеров

Московская школа кино

Монтажер трейлера, вопреки стереотипам, — это не факультативная профессия. Чтобы создать промо-ролик к фильму, нужен взгляд маркетолога, чувство ритма и умение рассказать историю за 15 секунд. Стоимость такой работы соответствующая: в среднем за один трейлер монтажер-фрилансер получается 100-150 000₽.

О том, в чем специфика монтажа трейлера, какие базовые навыки нужны, чтобы войти в эту профессию, рассказал преподаватель интенсива «Монтаж трейлеров», автор промо-роликов для сериалов «Чики» и «Чикатило», а также фильма «Ограбление по-американски» Александр Сержантов. 

 

Главная цель трейлера — продать кино

Трейлер — это короткая, аудиовизуальная форма, которая оповещает зрителя о том, что фильм готовится к выходу. Наряду с синопсисом, постерами, радио-роликами и кадрами, это часть маркетинга фильма. Трейлер — самая важная среди всех форм оповещения. Постер можно нарисовать ярче, синопсис написать интереснее, чем сам фильм. Но трейлер — это нарезка кадров из самого фильма, в нем сложнее всего слукавить и приукрасить. С материалом, который есть на руках у монтажера, ему нужно сделать наиболее привлекательное лицо для фильма, потому что главная цель трейлера — продать кино зрителю. 

Базовые навыки монтажера трейлеров

Монтаж трейлера — это отдельная профессия, не связанная с линейным монтажом кино. Она не факультативная, как многие ее пытаются воспринимать. Трейлер должен монтировать профессионал этого жанра, потому что в нем заключен принципиально иной подход, чем при монтаже фильма.

Чтобы начать учиться созданию трейлеров, нужно базово освоить любой профессиональный софт для монтажа: это может быть Adobe Premiere, Movavi или Vegas, главное — не редактор на смартфоне. На курсе монтажа трейлеров в Московской школе кино мы, например, не будем обучать работе в монтажной программе. Нужно прийти готовым работать, а мы научим специфике монтажа трейлера, структуре и особенностям формата. 

Отличают монтажера трейлера и мягкие навыки. Это, в первую очередь, понимание клипового формата, музыкальное мышление и чувство ритма. В монтаже фильма очень помогает музыкальное образование или просто интерес к музыке.

Также важно уметь посмотреть на фильм с разных точек зрения. Трейлер — это своеобразный способ общения со зрителем, который помогает рассказать о фильме, заразить им. Невзирая на то, что руки монтажера связаны качеством исходного материала, работать с ним можно разными способами. Как правило, для одного фильма создают несколько трейлеров, направленных на разную аудиторию и разные платформы: для YouTube, ТикТока, телевидения, кинотеатра. От монтажера требуется создать подходящие ролики для каждого канала и аудитории, которая в нем находится. 

Длина трейлера — это тренд

На мой взгляд, оптимальная длина трейлера — до двух минут. Но все зависит от фильма, от канала распространения, от текущих трендов. Например, с 2000 по 2011 в тренде было делать длинные трейлеры. У каждого уважающегося себя голливудского релиза был эпичный трехминутный, подробно раскрывающий фильм. Тогда люди смотрели трейлеры в кинотеатре или на YouTube. Сейчас потребление видеоконтента изменилось: более популярны вертикальные ролики, потому что ролики люди смотрят с телефона в каком-нибудь TikTok. В результате заказчики чаще просят короткие 15-секундные ролики. Они уверены: чем меньше мы покажем, тем интереснее будет пойти в кинотеатр. 

Создание трейлера — это всегда творчество

Комфорт в работе зависит от того, насколько вы выстроили коммуникацию с заказчиком, насколько тщательно обговорили, чего он ждет от трейлера и насколько четко прописали эти требования в брифе. Но как бы тщательно вы не пробрифовали сценарий трейлера, когда вы заходите в монтажную программу — это всегда творчество. Здесь всегда есть место для импровизации, для того, чтобы сойти с намеченного курса. Но нужно быть готовым к тому, что будут правки. Они могут быть мелкими, техническими, а могут быть глобальными — настолько, что проект придется переделать. В конечном итоге все зависит от того, насколько вы уложились в бриф. 

От кого вы будете принимать правки, зависит от ситуации в компании. Я сталкивался с тем, что продюсер  фильма дает правки, я их вношу, мы выводим финальную версию трейлера и тут вмешиваются маркетологи. Они приходят и грамотно, даже лучше чем продюсеры, дают комментарии и правки в трейлер. Иногда в киностудии нет таких маркетологов и решение принимают один или несколько продюсеров коллективно. Определенных правил и субординации здесь нет, к сожалению. Я был бы рад, если бы этим занимались маркетологи. У них зачастую понимание аудитории и того, как в итоге должен выглядеть трейлер в финальном виде больше, чем у  продюсеров, которые находят финансирование и придумывают проект.

Online-интенсив «Монтаж трейлеров» стартует 23 мая 2022 года.


×