VOD-платформы vs. кинотеатры vs. ТВ

Московская школа кино

Есть ли разница, где и как зритель потребляет видео? ТВ или онлайн? На первый взгляд может показаться, что VOD-платформы предлагают более «свободный» контент для специальной аудитории, не учитывая интересы рекламодателей: искренне и дерзко, без цензуры, без хронометражных рамок телеэфира. В то время как телевидение предлагает «фоновый» контент для усредненного зрителя без специального запроса. Это справедливое разделение, но всё-таки как для ТВ, так и для онлайн-кинотеатров первоочередную роль играет контент.

Рынок онлайн-телевидения в России — это развивающаяся индустрия в сложных условиях интернет-пиратства и 20 бесплатных каналов, доступных по всей стране. Уникальная для мировой практики ситуация — российский зритель бесплатно получает доступ к 10-15 часам сериального премьерного продукта. Более того, в борьбе за внимание аудитории приходится конкурировать с соцсетями, мессенджерами, даже сном. Заставить российскую аудиторию платно потреблять видео — задача не из лёгких. Создатели контента делают ставку на эмоции: чем ярче и эмоциональнее сериал, тем больше вероятность, что продукт «зацепит». Платформенный продукт — это не ассонанс, а смысловой диссонанс. То, что будет интересно думающей аудитории. Поэтому основная задача для продюсеров и шоураннеров сегодня — удивлять зрителя. Этот тренд сохранится на рынке в ближайшие 3-5 лет, пока творческой «свободой» индустрия ещё не научилась пользоваться. Креативная школа, которая сегодня могла бы позволить себе свой «Настоящий детектив», только начинает формироваться в России. Телевизионные продюсеры образовали вокруг себя мощный креативный пул, в то время как у онлайн-платформ наблюдается острая нехватка кадров: финансовых ресурсов больше, чем интересных историй. Для создателей контента 2019-2021 гг. — период новых возможностей. Сохранится спрос на свежие кадры, способные предложить свои захватывающие идеи.

Независимо от формы потребления и формы продукта, главным критерием успешности для VOD-платформ и телевидения остаётся конкурентоспособный контент.
Один из мировых трендов — слияние библиотек и борьба за контент. Индустриальный синтез в скором времени станет актуальным и для России. Платформы с оригинальным контентом будут лидерами на рынке, ведь именно их уникальное предложение сказывается на потребительский спрос. Netflix лишились прав на продукты Disney и Fox после их слияния и планов на запуск собственного стриминга. Это стало серьёзным ударом для онлайн-гиганта, сериал «Друзья» был самым просматриваемым на ресурсе. Среди других тенденций важно отметить популярность минисериалов и короткой формы. Short form — это основной контент Facebook Watch. Такой формат актуален для digital-компаний, молодых участников рынка онлайн-платформ. Тем не менее, традиционное кино также остается важным игроком индустрии, оно предлагает совершенно уникальное переживание для зрителя: тёмный зал, экран и хорошо проведенное время. Сегодня сосуществуют три слоя киноиндустрии: фильмы для кинотеатров, фестивальное (авторское) кино и сериалы. Их взаимопроникновение и сосуществование — ключ к успешному производству. Независимо от формы потребления и формы продукта, главным критерием успешности для VOD-платформ и телевидения остается конкурентоспособный контент.