История кино

15 дней, 72 часа

Обучение part-time:
По средам с 19:00 до 22:00
Цена действительна при оплате онлайн

Курс знакомит с историей кинематографа, начиная от момента его зарождения и заканчивая экранной культурой разных стран конца ХХ века. Слушатели смогут проанализировать основные вехи развития зарубежного и российского кино, узнать ключевые имена и киноленты различных периодов, а также понять социальные и исторические причины, обусловившие появление того или иного направления в кино.

Программа предназначена для широкого круга слушателей, включая тех, кто ранее не изучал кинематограф.

Выпускники курса смогут видеть мировой кинопроцесс в более широком контексте, будут знать классические ленты и понимать отсылки к киноклассике в современных фильмах.


Обучение

Программа состоит из серии лекционных занятий, рассматривающих кинематограф каждого десятилетия от фильмов эпохи братьев Люмьер и до конца ХХ века. Курс исследует развитие кинокультуры разных стран: американское кино - от немых фильмов и рождения студийной системы до «эры блокбастеров»; европейский кинематограф - итальянский неореализм, французская новая волна, течения в британском и достижения восточноевропейского кино. Курс также включает обзор кинематографии Японии. Отдельное внимание уделяется истории отечественного кино. Программа завершается занятием «Введение в современный кинопроцесс».

О кинематографе последних лет разных континентов, новейших тенденциях, направлениях и именах можно узнать на интенсивном курсе «Современное кино».

Обучение part-time:

По средам с 19:00 до 22:00.

Структура курса

Рождение кинематографа
Вы узнаете, с чего начиналось кино и что такое протоэкранная культура. Мы поговорим о Т. Эдисоне и братьях Люмьер, а также о периоде архаики. Расскажем о вкладе в кинематограф Эдвина Портера и о первом монтажном фильме. Вы поймете, как зарождался кинематограф и кто стоял у его истоков.
Российское дореволюционное кино
Как появилось кино в России? Разберем первые российские фильмы – «Понизовую вольницу» и «Оборону Севастополя»; расскажем о первых российских кинопродюсерах – А. Дранкове и А. Ханжонкове; и вспомним первых звезд отечественного кино – В. Холодную, И. Мозжухина. Кроме того, отдельно рассмотрим анимационные работы В. Старевича – создателя первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной анимации. Детально погрузимся в историю российского кино на его начальном этапе.
Зарубежное кино 1920-х гг.
Почему кинематограф на Западе так успешен? Мы поговорим о расцвете немого кино и рождении голливудской студийной системы. Разберем творения С. де Милля, а также поговорим о творцах американской комедии: М. Сеннете, Б. Китоне, Г. Ллойде, Ч. С. Чаплине. Затем переместимся в Европу, где в то время процветал немецкий экспрессионизм и французский авангард.
Советское кино 1920-х гг.
Разберем два основных направления, которые существовали в советском кинематографе 20-х гг. Типажно-монтажное направление – Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко. Психологически-бытовое направление – А. Роом, Б. Барнет, Я. Протазанов и др.
Зарубежное кино 1930-х гг.
Техническая революция в кинематографе на рубеже 1920-1930-х гг. Поговорим о появлении звука и цвета и последующих за этим проблемах звукового кино. Обсудим специфику американского социального реализма и его ключевых представителей: Ч. Чаплина, У. Уайлера, Ф. Капра, Д. Форда. Затем заглянем во Францию, чтобы разобрать поэтический реализм Жана Виго, и в Великобританию, где остановимся на творчестве Александра Корда и попытаемся выявить основные особенности британского кино.
Советское кино 1930-х гг.
Определим эстетические особенности и основные приемы социалистического реализма и разберем эталонный фильм соцреализма – «Чапаев».
Также разберем фильмы «Путевка в жизнь» и «Груня Корнакова» Н. Экка и вспомним «Окраину» Барнета. Детально рассмотрим творчество Сергея Эйзенштейна и остановимся на его шедеврах – фильмах «Бежин луг» и «Александр Невский».
Кинематограф в годы Второй мировой войны
Кинематограф военного времени. Поговорим о культовых американских картинах – «Гражданин Кейн», «Великий диктатор», «Касабланка». Как происходило зарождение нуара разберем на примере «Мальтийского сокола». Основные особенности французского кино военного времени разберем на примере фильмов «Вечерние посетители» и «Дети райка» Марселя Карне. Ответим на вопрос, почему советское кино военного времени отвернулось от соцреалистических канонов. Основные вехи: «Разгром немецких войск под Москвой» и первый советский Оскар; «Иван Грозный» С. Эйзенштейна и «цветовое кино».
Итальянское кино второй половины ХХ века
Совершим экскурс в историю раннего кино Италии. Начнем с фашистского кино и неореалистической революции. Вспомним ключевые имена – Р. Росселлини, В. Де Сика, Д. Де Сантис. В чем причины спада неореализма? Появление розового неореализма и «Эпоха титанов». Творчество Лукино Висконти. «Эпоха титанов» (продолжение): Ф. Феллини, М. Антониони, П. П. Пазолини. Фильмы и художественный почерк Б. Бертолуччи и Пезарский манифест.
Советское кино второй половины ХХ века
Появление и основные принципы сталинского классицизма в кино. «Клятва» и «Падение Берлина» М. Чиаурели как эталонные фильмы сталинского классицизма. Кинематограф оттепели. М. Калатозов и С. Урусевский: «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба». М. Хуциев: второй манифест оттепели – «Застава Ильича» и прощание с оттепелью – «Июльский дождь». «Длинные семидесятые» в советском кино: А. Тарковский, В. Шукшин, Л. Шепитько, Э. Климов, Г. Панфилов, В. Абдрашитов. А. Герман и полочное кино. Киноперестройка второй половины 1980-х. Пятый съезд Союза кинематографистов и кооперативное кино.
Французское кино второй половины ХХ века
Французский кинематограф первого послевоенного десятилетия. Психологический реализм и «папочкино кино». Поговорим об ирреальном реализме Ж. Кокто и трансцендентном кинематографе Р. Брессона. Появление Новой волны. «Четыреста ударов» и творчество Ф. Трюффо. «На последнем дыхании» и антикинематограф Ж.-Л. Годара. «Хиросима, моя любовь» и творчество А. Рене. Барокко и необарокко во французском кино.
Американское кино второй половины ХХ века
Обсудим Маккартизм, конкуренцию кинематографа с телевидением и закат классического Голливуда. С чего началась волна кризисов американского кино? Разберем феномен Нового Голливуда и «эры блокбастеров». Что такое «Индивуд»?
Кинематограф Северной Европы второй половины ХХ века
Поговорим о ключевых особенностях кинематографа Северной Европы. Обсудим Оберхаузенский манифест и новое немецкое кино. Творчество Р. В. Фассбиндера, В. Херцога, В. Вендерса. Шведское кино. Работы В. Шёстрёма, А. Шёберга, И. Бергмана. Кинематограф Дании. К. Т. Дрейер, Л. фон Триер, Т. Винтерберг, «Герр Боэ и компания».
Кино XXI века
Что происходит с современным кино? Обсудим ключевые тренды, формы и проблемы современного кинопроцесса. Что ждать от кино в будущем? Инфантилизация киноаудитории, дигитализация и демократизация кинопроизводства – что это и как развиваются эти процессы в современном кино. В заключение, подведем итоги и поговорим о перспективах развития кинематографа.

Преподаватели

История кино

3 октября–26 декабря