EN Search
История кино
История кино
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ

История кино

Для тех, кто хочет понимать логику в развитии кино и видеть ключи к кинематографу современности.
Длительность обучения
3 месяца (52 академических часа), 3 октября – 26 декабря 2018
Стоимость обучения
40000 рублей
Формат обучения
Обучение part-time:
По средам с 19:00 до 22:00

ЦЕЛЬ КУРСА

Курс знакомит с историей кинематографа, начиная от момента его зарождения и заканчивая экранной культурой разных стран конца ХХ века. Слушатели смогут проанализировать основные вехи развития зарубежного и российского кино, узнать ключевые имена и киноленты различных периодов, а также понять социальные и исторические причины, обусловившие появление того или иного направления в кино.

АУДИТОРИЯ КУРСА

Программа предназначена для широкого круга слушателей, включая тех, кто ранее не изучал кинематограф. Выпускники курса смогут видеть мировой кинопроцесс в более широком контексте, будут знать классические ленты и понимать отсылки к киноклассике в современных фильмах.

О кинематографе последних лет, новейших тенденциях, направлениях и именах можно узнать на интенсивном курсе: Современное кино


ПРОГРАММА КУРСА

Программа состоит из серии лекционных занятий, рассматривающих кинематограф каждого десятилетия от фильмов эпохи братьев Люмьер и до конца ХХ века. Курс исследует развитие кинокультуры разных стран: американское кино - от немых фильмов и рождения студийной системы до «эры блокбастеров»; европейский кинематограф - итальянский неореализм, французская новая волна, течения в британском и достижения восточноевропейского кино. Курс также включает обзор кинематографии Японии. Отдельное внимание уделяется истории отечественного кино. Программа завершается занятием «Введение в современный кинопроцесс».


Рождение кинематографа
Мы выясним, что первый киносеанс прошел в каменном веке, а первым, кто описал процесс просмотра фильма, был древнегреческий философ Платон. Разберемся с тем, что такое протоэкранная культура и какое отношение к кинематографу имеют египетские фрески и средневековые мозаики. 
Томас Эдисон VS братья Люмьер: кто на самом деле изобрел кинематограф? Почему кинокудесник Жорж Мельес так и остался человеком театра? Какую революцию совершил Эдвин Портер в своем фильме «Большое ограбление поезда»? И почему Дэвид Уорк Гриффит стал режиссером № 1 в американском кино?
Российское дореволюционное кино
Как появилось российское кино? Французская гегемония и кинематографическая революция 1907 года. Дранков VS Ханжонков: главные продюсеры и главные антагонисты дореволюционного кинематографа. Познакомимся с первыми фильмами — «Понизовой вольницей» и «Обороной Севастополя»; первыми кумирами — Верой Холодной, Иваном Мозжухиным, Верой Каралли, Витольдом Полонским, Верой Орловой; первыми звездами режиссуры — Яковом Протазановым, Евгением Баэуром, Петром Чардыниным. Посмотрим работы пионера кукольной анимации Владислава Старевича и узнаем о двух важнейших направлениях игрового кино 1910-х — живописно-изобразительном и психологическом.
Зарубежное кино 1920-х гг.
Почему именно двадцатые считаются золотым веком в истории мирового кино? Как Голливуд за несколько лет из кинодеревни превратился в настоящую киноимперию? Почему именно в конце 1910-х — начале 1920-х сложился современный кинематографический ландшафт? Выясним, что такое студийная система, и поговорим о ее основателях Сесиле Де Милле, Томасе Инсе и др. Познакомимся с двумя волнами «независимых» и тремя величайшими комиками — Бастером Китоном, Гарольдом Ллойдом, Чарльзом Спенсером Чаплином.
Поговорим о кинематографе как «истории в картинках» и как «движущейся живописи», разберем эстетические принципы немецкого экспрессионизма и французского авангарда.
Советское кино 1920-х гг.
От революции социальной к революции кинематографической. Что заставляло весь мир пристально следить за работами Льва Кулешова, Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко? Что такое «брюссельская дюжина» и какое отношение она имеет к советскому кино? Разберемся в основных направлениях десятилетия — типажно-монтажном и психологически-бытовом, а также поговорим об условности этого деления. Выясним, какое влияние на последующие эпохи оказали эксперименты советских киноавангардистов. Найдем отголоски эйзенштейновского монтажа в картинах Альфреда Хичкока и Терри Гиллиама, Вуди Аллена и Джорджа Лукаса.
Зарубежное кино 1930-х гг.
Технические революции рубежа 1920-1930-х: в какие ловушки завели кинематограф звук и цвет? Почему великий Чаплин наотрез отказался работать со звуком и упорно молчал всё десятилетие? Выясним, что такое кодекс Хейса и почему он разделил американское кино 1930-х на два столь непохожих периода? Поговорим о «спасительных сказках», фильмах социального реализма и выдающихся режиссерах эпохи: Викторе Флеминге, Уильяме Уайлере, Фрэнке Капре, Джоне Форде, Рубене Мамуляне. 
Познакомимся с французским поэтическим реализмом, творчеством Жана Виго, Рене Клера, Жана Ренуара, Марселя Карне и их важнейшими фильмами. Разберемся с особой ролью венгерского эмигранта Александра Корды в истории британского кино и создании первого блокбастера из Соединенного Королевства — «Частной жизни Генриха Восьмого».
Советское кино 1930-х гг.
Смена политического и эстетического вектора: что такое социалистический реализм как метод и как стиль? Как принцип «форма, доступная миллионам» привел к усреднению киноязыка? Мы выясним, что значит формула «сущее плюс должное». Рассмотрим причины грандиозного успеха «Чапаева» братьев Васильевых — эталонного фильма эпохи и первого советского блокбастера. Поговорим о «Путевке в жизнь» Николая Экка как первом советском звуковом фильме и об «Окраине» Бориса Барнета как важном звуковом эксперименте. 
Разберемся, почему мексиканский проект Сергея Эйзенштейна сравнивают с Кёльнским собором, а снятый им после возвращения в СССР «Бежин луг» — с Александрийской библиотекой. Рассмотрим «Александра Невского» как уникальный модернистский эксперимент, познакомимся с цветовой партитурой картины, ее неомифологическим уровнем и вертикальным монтажом.
Кинематограф в годы Второй мировой войны
Как мировое кино отреагировало на начало войны? Почему Чаплин нарушил обет молчания и о чем наконец заговорил в «Великом диктаторе»? Как стиль нуар отразил атмосферу военного времени? Поговорим о «Касабланке» Майкла Кёртица и выясним, почему именно этот фильм стал одним из символов американского кино. Разберем легендарного «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса — кинодебют, ставший кинореволюцией. 
Рассмотрим две важнейшие французские картины военного времени — «Вечерних посетителей» и «Детей райка» Марселя Карне. Выясним, почему первую половину 1940-х в советском кино называют «малой оттепелью», как и по каким причинам произошел отход от соцреалистического канона, почему именно «Радуга» Марка Донского произвела такое сильное впечатление на мировое киносообщество, что такое концепция «цветового кино» и как она воплотилась в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна.
Итальянское кино второй половины ХХ века
Почему итальянский неореализм и его, на первый взгляд, незатейливый «прозрачный стиль» произвели революцию в мировом кинематографе? Разберем основные фильмы направления — «Рим, открытый город» Роберто Росселлини, «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики, «Рим, 11 часов» Джузеппе Де Сантиса и др. Выясним, что такое «розовый неореализм».
Поговорим о grandi maestri del cinema — Лукино Висконти, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьере Паоло Пазолини. Коснемся политического кино, кинематографа контестации и творчества Бернардо Бертолуччи, Марко Феррери, Франческо Рози, Этторе Сколы, Марко Беллоккьо, братьев Тавиани. Проанализируем Пезарский манифест и эпоху piccoli maestri.
Советское кино второй половины ХХ века
Что такое «эпоха малокартинья» и сколько фильмов в год выпускали в этот период? Поговорим о сталинском классицизме в кино, теории бесконфликтности и концепции идеального героя. 
Выясним, в чем феномен кинематографа оттепели и как картина Михаила Калатозова «Летят журавли» перевернула историю мирового кино. Разберем ключевые картины эпохи — «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Иваново детство» и «Андрея Рублева» Андрея Тарковского, «Девять дней одного года» Михаила Ромма и «Историю Аси Клячиной» Андрея Кончаловского. 
Поговорим о «длинных семидесятых» — новых героях, настроениях и интонациях в фильмах Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Ларисы Шепитько, Элема Климова, Глеба Панфилова, Вадима Абдрашитова, Алексея Германа и др. Обсудим «серое» и «полочное» кино. 
Коснемся «кооперативного кино» периода перестройки, дискуссий вокруг Пятого съезда Союза кинематографистов и деятельности конфликтной комиссии. Обсудим важнейшие фильмы 1990-х — от «Любви» Валерия Тодоровского и «Брата» Алексея Балабанова до «Молоха» Александра Сокурова и «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа.
Французское кино второй половины ХХ века
Как поколение критиков устроило переворот во французском кино? Почему Новую волну до сих пор отказываются считать единым направлением киноискусства? Поговорим о ключевых авторах и их фильмах — Клоде Шаброле, Франсуа Трюффо, Жан-Люке Годаре, Алене Рене и др. Почему позднее Годар назовет творчество своих товарищей по Новой волне «буржуазной макулатурой» и что значит его принцип «политические фильмы нужно делать политически»? 
Обсудим «кирпич в кинематографическую витрину» образца 1979 года — «Вальсирующих» Бертрана Блие. Коснемся барочных и необарочных тенденций в кинематографе Франции 1970-1990-х. Выясним, что такое «новая новая волна» и «трио необарокко». Разберем «Любовников с Нового моста» Лео Каракса.
Американское кино второй половины ХХ века
Почему первое послевоенное десятилетие стало закатом Голливуда и временем краха студийной системы? Как Роджер Корман вырастил поколение режиссеров, ставших «спасителями Голливуда»? Что нового Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Артур Пенн, Джон Шлезингер, Питер Богданович, Деннис Хоппер привнесли в эстетику американского кино? Обсудим ключевые фильмы Нового Голливуда — «Бонни и Клайд», «Крестный отец», «Беспечный ездок», «Таксист», «Полуночный ковбой», «Последний киносеанс» и др. 
Выясним, как «Звездные войны» Джорджа Лукаса, открывшие следующую эпоху в истории кино — «эру блокбастеров», идеологически продолжили линию Нового Голливуда. Обсудим феномен «Индивуда» 1990-х и разложим по полочкам интертекстуальную структуру «Криминального чтива» Квентина Тарантино.
Кинематограф Северной Европы второй половины ХХ века
Новое немецкое кино — кинематографическая революция, растянувшаяся на три десятилетия. Поговорим о ключевых режиссерах направления — Александре Клюге, Маргарет фон Тротте, Фолькере Шлёндорфе, Вернере Херцоге. Обсудим творчество Райнера Вернера Фассбиндера и его «аденауэровскую трилогию». Разберем «Небо над Берлином» Вима Вендерса. 
Переместимся на Скандинавский полуостров и поговорим о важнейших фигурах шведского кино — Викторе Шёстрёме, Альфе Шёберге, Ингмаре Бергмане. Проанализируем фильмы «Земляничная поляна», «Персона» и рассмотрим принципы, которыми пользуется режиссер, чтобы показать работу сознания на экране.
Завершим путешествие по кинематографической Северной Европе в Дании. Разберем «День гнева» и «Слово» Карла Теодора Дрейера, а также влияние Дрейера на многих режиссеров авторского кино. Обнаружим в радикальном манифесте «Догма-95» отголоски классических концепций. Проанализируем первый фильм направления — «Торжество» Томаса Винтерберга. Обсудим творчество главного возмутителя спокойствия в мировом кино — Ларса фон Триера.
Кино XXI века
Что такое новый реализм и метамодернизм? С чем связан бум документального кино? К чему привела гибридизация видов, жанров и форм современной экранной культуры? О чем Джордж Лукас и Стивен Спилберг предостерегали в 2013 году начинающих режиссеров и студийных боссов? Кто сегодня принимает решение о походе в кино и как именно такой зритель определяет ключевые тренды киноиндустрии? Выживет ли кинематограф в жесточайшей конкуренции с телевидением, всемирной сетью и компьютерными играми?

Вступительные экзамены не предусмотрены.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:

3 месяца (52 академических часа)

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:

Стоимость курса: 40 000 рублей

 
Выпускникам и студентам долгосрочных программ школ, входящих в консорциум (Московская школа кино, Scream School, Британская высшая школа дизайна, Московская архитектурная школа МАРШ), предоставляется 10% скидка.

НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ:— Анкета-заявление (заполняется в электронном виде на сайте)

— Анкета-заявление (заполняется в электронном виде на сайте)
— 2 фотографии размером 3х4
— Паспорт (предъявляется при подаче документов)
Задать вопрос

ежедневно с 10:00 до 19:00